Настройка и нотация гитар

Настройка и нотация гитар, система буквенно-цифровых обозначений гармонии

Гитара

В качестве участника ритм-группы гитара эпизодически появлялась в начале 20-х годов минувшего столетия, а окончательно утвердилась в составах на рубеже 20-х -30-х годов, в период формирования больших эстрадных оркестров (Биг-Бэндов), исполнявших джазовую и танцевальную музыку.

ритм-гитара

На раннем этапе использовалась обычная акустическая шестиструнная гитара, звук которой усиливался с помощью микрофона или специального звукоснимателя-датчика.

Электрогитара была изобретена в конце 20-х годов. Её отличительной чертой и особенностью являлось то, что звук образовывался в результате взаимодействия стальных струн с магнитным полем. При игре возникающие звуковые частоты через усилитель передавались в акустическую систему. Электрогитара имеет характерные внешние черты: отсутствие деки-резонатора, основной корпус представляет собой округлённую с вырезами доску, в корпус которой вмонтированы гриф, несколько магнитов-звукоснимателей, регуляторы силы звука и тембра, рычаг-вибратор, отверстие для подключения с помощью специального провода к усилителю.

В современной эстрадной музыке чаще всего применяются шестиструнные электрогитары с испанским (классическим) строем:

Гитара нотируется в скрипичном ключе.

Верхняя граница диапазона – g3 (h3) (по нотации). Звучит октавой ниже.

Звук на гитаре извлекается щипком пальца или медиатором. В первом случае звучание мягкое, тихое. Во втором - наоборот, звучание резкое и громкое. Тремоло обычно исполняется медиатором.

В зависимости от роли в ансамбле или оркестре (соло или аккомпанемент) партия гитары записывается нотами или буквенно-цифровыми символами с конкретным обозначением ритмического рисунка.

Система буквенно-цифровых обозначений:

В их основе лежит хроматический звукоряд, каждая ступень которого обозначается латинскими буквами;

Каждая нота обозначается соответствующей большой латинской буквой с добавлением необходимого знака (бемоля или диеза).

  1. Большие буквы обозначают мажорное трезвучие.
  2. Добавление маленькой буквы «m» - минорное трезвучие.
  3. Мажорное трезвучия с большой секстой.
  4. Минорное трезвучия с большой секстой.
  5. Большая буква с плюсом - увеличенное трезвучие.
  6. Большая буква с минусом или нулём - уменьшенное трезвучие. Иногда для обозначения уменьшенных трезвучий и септаккордов употребляются буквы «dim».
  7. Большая буква с цифрой 7 обозначает доминант септаккорд.
  8. Добавление букв «maj» образуется большой мажорный септаккорд.
  9. Добавление буквы m с цифрой 7 - малый минорный септаккорд.
  10. Добавление цифры 7 с плюсом - большой минорный септаккорд.
  11. Добавление цифры 5 с минусом - понижение квинты в малом минорном септаккорде (ниже показано упрощённое обозначение того же аккорда).
  12. Большая буква с нулём и цифрой 7 обозначает уменьшенный септаккорд.
  13. Цифры 9 и -9 указывают на участие в аккордах соответственно.
  14. Буквы «sus» означают задержание терции в трезвучии и доминант септ аккорде, или добавление ноны к трезвучию.

Для нотной записи следует помнить, что в образовании аккордов на гитаре обычно участвуют четыре верхних струны. Это связано с удобством игры. Поэтому запись аккордов должна начинаться с верхней струны «ми», прижатой на каком-нибудь ладу.

В качестве участника ритм-группы гитара, в первую очередь, выполняет свою непосредственную функцию: обеспечивает ритмико-гармоническую пульсацию в заданном стиле и характере исполняемой музыки.

Кроме основной функции, гитаре могут поручаться короткие соло, арпеджированные аккорды, гармонические и мелодические фигурации, а также октавная дублировка басового голоса для подчёркивания его рельефности в отдельных эпизодах.

Если в 60е-70е годы для многочисленных рок-групп и вокально-инструментальных ансамблей (ВИА в СССР) было обязательным наличие двух гитар- соло и ритм-гитары, то в современных ансамблях и оркестрах, как правило, один гитарист-исполнитель совмещает аккомпанирующие и сольные функции. Это требует от него достаточно высокой профессиональной подготовки.

В настоящее время гитара активно используется в сочетании с различными блоками-приставками, специальными процессорами, что позволяет исполнителям добиваться её разнообразного и красочного звучания.

Клавишные инструменты

Одним из наиболее традиционных инструментов, входящих в ритм-группу является фортепиано. Наряду с ударными и контрабасом, пианино или рояль активно участвуют в этой группе до начала её окончательного формирования наряду с ударными и контрабасом.

Акустические особенности фортепиано по своей динамике не могут соперничать с другими инструментами группы. Поэтому для достижения необходимого баланса его звучание обычно усиливается с помощью микрофона.

Фортепиано нотируется в басовом и скрипичном ключах, а звучит:

звучание гитары

В составе ритм-группы весь диапазон фортепиано практически не используется. Чаще задействован нижний и т.н. «центральный» (средний оркестровый регистр), располагающийся от «фа» - «ми» малой октавы до «фа» - «соль» первой октавы для исполнения гармонической основы.

Специфика данного инструмента, которая заключается в том, что в отдельных случаях он может самостоятельно обеспечивать функцию аккомпанемента, (левая рука исполняет басовый голос, правая - гармонию в заданном ритме).

Фортепиано может быть поручено создание подвижного гармонического фона в сочетании с выдержанным басовым голосом, подчёркивание гармонии в виде педализации, исполнение короткого сольного эпизода.

В зависимости от конкретной художественной задачи этому инструменту могут поручаться различные фигурации, пассажи, глиссандо, а также дублировки различных голосов.

Наряду с фортепиано в современных ансамблях и оркестрах широко применяются электромузыкальные инструменты (подробнее о них речь пойдёт ниже). Такими инструментами являются электроорган, электропианино, электроклавесин, «стринг», а также новейшие клавишные - синтезаторы, объединяющие в себе возможности всех перечисленных инструментов.

Контрабас (бас-гитара)

bas-guitarОдним из первых инструментов - участников ритм-группы стал представитель симфонического оркестра - контрабас, который не утратил своей роли и в настоящее время. Он активно используется в различных ансамблях типа «Комбо», симфоджазе и Биг-Бэнде.

Контрабас нотируется в басовом ключе. Звучит октавой ниже нотной записи. Настраивается по квартам. Настройка и нотация контрабаса и бас-гитары одинакова:

Верхняя граница диапазона контрабаса –

a1, бас-гитары – h1 (по нотации).

В составе ритм-группы основным приёмом звукоизвлечения на контрабасе является щипок струны (pizzicato). Значительно реже используется игра смычком, в основном, для исполнения педализирующих звуков и непродолжительных соло.

Как правило, звучание контрабаса усиливается с помощью микрофона или специального звукоснимателя.

На рубеже 30-х-40-х годов ХХ века в качестве инструмента ритм-группы начинает использоваться бас-гитара. Её появление тесно связано с общим процессом изобретения и совершенствования электрогитар, а также общей электрификацией звучания ансамблей и оркестров.

По своей конструкции от обычной шестиструнной электрогитары бас-гитара отличается более прочными грифом и корпусом, более длинными и утолщёнными струнами. Электрическая часть бас-гитары практически аналогична обычной электрогитаре (наличие встроенных электромагнитов, регуляторов тембра и громкости звука). На бас-гитаре отсутствует рычаг-вибратор.

В настоящее время широкое применение получила четырехструнная бас-гитара. Во взаимодействии с усилительной аппаратурой она звучит ярко и плотно, обладает большими техническими возможностями. В сравнении с контрабасом звуки на бас-гитаре более чёткие и ясные в интонационном отношении. Последние модификации бас-гитары связаны с изменением её внешнего вида (отсутствием колкового ящика и расширением диапазона, связанного с добавлением 5й и 6й струн).

Четырехструнная бас-гитара настраивается, нотируется и звучит так же, как и контрабас.

Звук на бас-гитаре извлекается двумя способами: пальцами или медиатором. Первым - пользуются при исполнении спокойной, лирической музыки (звук мягкий, «обволакивающий»). Вторым - в музыке ритмичной, с развитым басовым голосом в средних и быстрых темпах (звук чёткий, упругий). В современной технике игры получил распространение приём под названием «слэп» (удар большого пальца правой руки по струнам).

Практика показывает, что бас-гитара звучит наиболее ровно и естественно тогда, когда её партия нотируется в пределах нотоносца.

Контрабас и бас-гитара, участвуя в ритм-группе, выполняют важнейшую задачу - определяют гармонический фундамент произведения, а в сочетании с ритмическим рисунком задают своим движением общий «пульс» и «тонус» звучания всего ансамбля или оркестра.

Таким образом, каждый из инструментов ритм-группы, выполняя свою непосредственную функцию, в целом участвуют в создании ритмико-гармони-ческой основы того или иного произведения. Кроме того, как отмечает Ю.Саульский «… сама ритм-секция является фактически самостоятельным джазовым или эстрадным ансамблем, который может существовать как совершенно независимая художественная единица …».

В различных партитурах инструменты ритм-группы обычно располагаются сверху вниз в следующем порядке: ударная установка, ритм-гитара, фортепиано, контрабас или бас-гитара.

Современное состояние ритм-группы обусловлено:

  • изменением инструментария, связанным с широким использованием электромузыкальных инструментов;
  • усилением функции ритма на фоне усложнения мелодико-гармонического языка современной эстрадной музыки;
  • значительной развитостью отдельных партий инструментов, входящих в состав ритм-группы.

В настоящее время эти инструменты находят своё применение не только в различных эстрадных оркестрах и ансамблях, но и в творческой практике музыкальных коллективов. Например, в ансамблях песни и пляски они давно занимают полноправное место и составляют основу оркестровой группы.

Ударная установка, ритм-гитара, бас-гитара, а иногда и клавишные инструменты нередко вводятся в составы духовых оркестров для исполнения концертной и танцевальной музыки, создания сопровождения солистам-певцам и инструменталистам. В произведениях, несущих в себе элементы джаза, рок-музыки их участие весьма желательно, а порой - крайне необходимо.

Использование инструментов ритм-группы в составах духовых оркестров даёт неоспоримые преимущества:

  • освобождает от традиционной аккомпанирующей роли ряд инструментов (валторны, тромбоны);
  • позволяет расширить репертуарную практику.

В заключение следует подчеркнуть, что в любых составах оркестров и ансамблей, исполняющих эстрадную музыку, инструменты ритм-группы играют ключевую роль в создании характерной пульсации. Учёт их специфики и художественно-технических возможностей будет способствовать обогащению звучания всего ансамбля или оркестра.

Понравилась страница? Поделись с друзьями: