Классификация электронных музыкальных инструментов

Классификация электронных музыкальных инструментов

Как отмечает А.Володин, первые опыты получить мелодическое звучание с помощью электричества относятся к концу XIX века. Первый значительной работой в нашей стране явилось изобретение «Терменвокса» (1921г.). В 1928 году во Франции создан инструмент «Волны Мартено», а в Германии (1930 г.) - «Тратониум». Эти три инструмента нашли в музыкальном творчестве того периода достаточно широкое применение. В дальнейшем был создан целый ряд инструментов, не получивший большого распространения с весьма экзотическими названиями «экводин», «мелохорд», «электрохорд», «соловокс», «динафон», «калейдофон», геллертион» и другие.

Все современные электромузыкальные инструменты подразделяются на две группы: электрифицированные и электронные.

Электрифицированные инструменты

К этой группе относятся инструменты, у которых акустический источник звука преобразуется в электрический путем звукоснимателя (датчика), вмонтированного в сам инструмент. Промежуточным звеном между исходным и конечным тонами являются звукосниматели или датчики, усилители с акустической системой.

Такими инструментами являются все виды электрогитар, а также электропианино.

К уже отмеченным конструктивным особенностям гитар следует добавить, что способ их электрификации основан на взаимодействии стальных струн с полем постоянных магнитов, расположенных под струнами. При вибрации струн магнитное поле изменяется в такт колебаниям струн, что приводит к возникновению соответствующего колебательного напряжения звуковых частот в обмотках магнитов. Это слабое напряжение после усиления в специальном усилителе поступает в воспроизводящую акустическую систему, которая и является источником звука инструмента.

Наряду с обычными электрогитарами, встречаются полуакустические гитары, у которых корпус больше обычного и представляет собой деку-резонатор. В сравнении с акустическим прототипом эта гитара обладает более слабым звуком, поэтому чаще используется в сочетании с звукоусилительной аппаратурой.

В исполнительской практике нередко используются и двенадцати- струнные гитары, у которых при обычном строе каждая струна удвоена и настроена в унисон. Эта особенность придаёт звучанию больший объём и яркость. Этот вид гитары чаще используется в сопровождении.

Встречаются также необычные комбинированные модели, в которых имеются два грифа. На одном из них располагаются 12 струн, на другом - 6. Это позволяет исполнителю чередовать функции аккомпанемента и соло.

В настоящее время электрогитары широко используются в сочетании с различными электронными приставками-эффектами:

  • «вау» - создает эффект чередования как бы «открытого» и «закрытого» звуков;
  • «фаз» - воспроизводит искаженный, хриплый звук;
  • «флэнжер» - позволяет достичь «плавающего звучания»;
  • «эхо» - придает звучанию объемность, создает эффект пустого зала;
  • «сустэйн» - дает возможность поддерживать единый динамический уровень, характеризуется напряженность звучания.

Электропианино. Клавиатура и механизм привода ударных молоточков напоминает конструкцию обычного фортепиано, однако вместо струн использованы металлические стержни-камертоны, закрепленные одним концом и вибрирующие после удара молоточков. У свободного конца расположен динамический датчик, преобразующий энергию вибрации стержня в электрическую. Объём клавиатуры составляет от 4х до 7ми октав. Звук электропиано характеризуется мягким, выпуклым тембром, в отдельных регистрах отдалённо напоминает челесту. При активной и твёрдой атаке звуки становятся более резкими и жёсткими. Среди различных моделей электропиано существуют портативные настольные, или в виде обычного пианино, а также кабинетного мини-рояля. Последние, как правило, сочетают в себе звучание традиционного фортепиано и электропиано. Все инструменты снабжены некоторыми эффектами: тремоло, вибрато, педалью-сустейном, действие которой аналогично правой педали у традиционных инструментов. В отдельных моделях имеются встроенные эквалайзеры, позволяющие менять тембровую характеристику звучания. Техника игры и функции в ансамбле или оркестре полностью соответствуют обычному инструменту.

К группе электрифицированных инструментов следует также отнести клависет, клавинет и бассет, созданные на основе конструкции электропиано и не получившие широкого применения.

Электронные музыкальные инструменты

К ним относятся такие инструменты, в которых источником звука является непосредственно электричество.

Орган - старейший среди электронных инструментов. По своей конструкции орган может быть с одной, двумя, тремя клавиатурами и ножными педалями. Инструмент многоголосный, объём звучания может достигать восьми октав.

Современные электроорганы обладают ярким, красочным звуком. Он образуется сочетанием различных тембров-регистров. Необходимый тембр можно получить с помощью специальных клавишей и других устройств, расположенных на панели управления. Для звучания электрооргана характерно интенсивное вибрато, частота которого может регулироваться. Наряду с вибрато имеется ряд типовых эффектов: тремоло, глиссандо, реверберация, перкуссия. С помощью отдельного блока орган может имитировать звучание ударных инструментов и обеспечивать заданный ритм.

Роль органа в ансамбле и оркестре, а также его нотация сходны с другими клавишными инструментами, в частности, с фортепиано. Активнее применяется для изложения мелодических функций. При изложении гармонии чаще используется в педализации. Партия баса дублируется лишь в отдельных случаях, когда она приобретает мелодическое значение.

По своей конструкции может быть с одной, двумя клавиатурами, а также с ножной клавиатурой; инструмент многоголосный, объем звучания может достигать восьми октав. Имеет тембр-блок для изменения звучания, а также ряд типовых эффектов (вибрато, тремоло, реверберация, перкуссия и т.п.).

Понравилась страница? Поделись с друзьями: