Состав ритм-группы

Состав ритм-группы, краткие исторические сведения

Традиционными инструментами, входящими в состав ритм-группы эстрадно - симфонических, эстрадных джазовых оркестров принято считать контрабас, бас - гитару, фортепиано, гитару и ударные , представленные в виде установки, а также тубу и банджо.

Исторически ритм-группа начала складываться примерно с конца 20-х годов, когда начали формироваться большие составы джазовых оркестров (Биг-бэнды), а также симфоджазы.

Инструменты ритм-группы могут выполнять свою непосредственную функцию (создание аккомпанемента) и в различных инструментальных ансамблях типа «Комбо».

Каждый из инструментов, входящих в ритм-группу, выполняет конкретную задачу: контрабас исполняет партию баса, фортепиано с гитарой - необходимый ритм и гармонию, ударные - остинатно-ритмическую функцию.

В целом, вся ритм-группа создает необходимый ритмо-гармонический фундамент всего музыкального произведения.

В эстрадных оркестрах и ансамблях ударные инструменты представлены в виде ударной установки, а иногда и дополнительными инструментами, которые часто объединяются общим названием - percussion (перкашен). К ним можно отнести бонги, барабаны конго, клавес, гуиро, треугольник, бубен, кабацу, коровий колокольчик и другие, включая отдельные подвесные тарелки, гонг или там-там.

Появление ударной установки связано с зарождением джаза в Америке и относится к началу прошлого века. В связи с бурным развитием различных музыкальных стилей и направлений, ростом профессиональной подготовки музыкантов совершенствовалась и конструкция ударной установки.

В настоящее время она представляет собой определённый набор барабанов и тарелок. Из барабанов в комплект установки входят: большой барабан с ножной педалью, 2-3 и более том-томов, расположенных на специальных кронштейнах и подставках, малого барабана на отдельной подставке. В некоторых моделях ударных установок предусмотрено использование двух больших барабанов.

Все барабаны имеют цилиндрическую форму и отличаются друг от друга общим объёмом и диаметром. Для их изготовления используются дерево, пластик и металл. Двусторонний пластик закрепляется и натягивается с помощью металлических обручей и болтов.

Для всех барабанов характерен свой тембровый колорит.

Большой барабан отличается низкой, плотной звучностью; том-томы имеют более отчётливые, гулкие звуки, разные по относительной высоте и настраиваются с интервалами в пределах кварты.

Корпус малого барабана на современных ударных установках делается из металла. Пластик на рабочей поверхности более прочный. К пластику нижней части барабана плотно прилегают пружины, создающие характерный резкий и чёткий звук. С помощью специального устройства - демпфера действие пружин может отключаться. В результате характер звучания малого барабана приблизится к том-томам. В некоторых моделях ударных установок том-томы также могут быть с рычагами-демпферами. Это позволяет заглушить определённый сектор пластика на рабочей поверхности и тем самым получить более фиксированную звучность.

Малый барабан иногда называют «ведущим» или «основным», так как из всех барабанов он наиболее часто используется в процессе исполнения.

Важнейшее место в комплекте ударной установки занимают тарелки. От их качества и количества во многом зависит общее звучание всей ударной установки, а также ансамбля или оркестра в целом.

По своему назначению тарелки подразделяются на боковые, стоящие на специальных подставках, и тарелки, предназначенные для хай-хэта - устройства с ножным приводом. Изредка встречается некогда бытовавшее название хай-хэта - «чарльстон». Для хай-хэта используются две одинаковые тарелки, как правило, меньшего диаметра, чем боковые.

Современные ведущие фирмы, выпускающие тарелки, создают особые сплавы металла и меди («Зилжэн», «Сэбиан», «Суперцум» и др.). Это позволяет им добиваться разнообразия и яркости тембровой окраски в звучании боковых тарелок, которые могут отличаться размерами и весом. По своему назначению и характеру звука они обладают специфическими свойствами. Так, одна из них может использоваться для создания густой, низкой и сочной звучности; другая - для подчёркивания пунктирного ритма; третья - даёт яркую, блестящую звучность и успешно может применяться для выделения синкоп, акцентов и т.д.

Количество используемых боковых тарелок зависит от модели и комплектации ударной установки, специфики исполняемой музыки и профессионального мастерства музыканта-ударника (барабанщика).

Для всех барабанов и тарелок, входящих в комплект ударной установки, используются особая запись и обозначения на нотоносце:

  1. малый барабан;
  2. большой барабан;
  3. альт-том;
  4. тенор-том;
  5. бас-том;
  6. хай-хэт при игре палочками;
  7. хай-хэт при игре ногой4
  8. боковая тарелка.

Для партии ударной установки со второй половины 70-х годов прошлого века установилась одноштилевая запись, которая удобна как для нотации, так и для исполнения.

Дополнительные ударные инструменты чаще нотируются на одной линии, так называемой «нитке». При наличии нотоносца для этой цели используется средняя линейка (нота «си»).

Нотоносец необходим для записи относительно различающихся по высоте барабанов конго, бонгов, латиноамериканских литавр, темп-блоков и т.п.

В игре на ударной установке активно участвуют как руки музыканта-исполнителя (малый барабан, «хай-хэт», том-томы, боковые тарелки), так и ноги (педали «хай-хэта» и большого барабана). Для извлечения звука наряду с обычными палочками используются металлические щётки, а в отдельных случаях - палочки для литавр.

В эстрадном оркестре (ансамбле) ударная установка применяется для выполнения главной задачи - создания определённой метроритмической пульсации. Однако этим роль ударной установки не ограничивается. Она с успехом может поддерживать нарастания и спады общего звучания, подчёркивать отдельные акценты, кульминации. Ей могут поручаться короткие или развёрнутые сольные эпизоды.

Понравилась страница? Поделись с друзьями: