Из истории русских ложек как музыкального инструмента

В материале рассматривается происхождение и использование русских ложек как фольклорного музыкального инструмента. Анализируются описания русских ложек как музыкального инструмента, направленные на сохранение народных музыкальных традиций, выполненные авторами XVIII - XX веков.
Ключевые слова: русские ложки, фольклорный музыкальный инструмент, ударный музыкальный инструмент, ритм, ритмизующий музыкальный инструмент, приемы игры на русских ложках.

Ложки представляют собой ударный инструмент, применявшийся в русской народной музыке в старину, а также используемый в настоящее время. Первое упоминание о ложках в литературе относят к концу XVIII века1.

С.А.Тучков в своих «Записках» (1906 г.) относит ложки к "инструментальным музыкальным орудиям": "Ложки состоят обыкновенно из четырех деревянных ложек обыкновенной величины. Но на рукоятках оных, которые несколько длиннее обыкновенных, прибиваются сверху до половины по нескольку медных круглых позвонков наподобие пустых шариков со скважинами; внутрь оных кладут маленькие камушки или кусочки железа. Ложки берут между пальцами крестообразно по две в каждую руку; широкие концы, ту часть, чем едят, прижимают к ладоням выпуклостью вверх и ударяют оными под песни одна о другую, поднимая руки кверху и потряхивая позвонками, от чего происходит некоторая гармония". Отметим, что инструментальными музыкальными орудиями С.А.Тучков называл те, которые «издают голос не через посредство воздуха, но через прикосновения к оным постороннего тела, суть: барабан, бубен, ложки, балалайка, гудок и гусли». Перечисленные инструментальные, как и духовые музыкальные орудия, известны «до введения Петром I в Россию иностранных обычаев, а вместе с тем и музыкальных орудий»2.

В некоторых литературных источниках ложки относят к самозвучащим музыкальным инструментам, или идиофонам, которые представляют собой инструменты различного рода, ударяемые, соударяемые, встряхиваемые, скребущиеся, фрикционные. Подробный анализ традиции игры на ложках и их происхождения дает А.А. Банин в работе "Русская инструментальная музыка фольклорной традиции". Автор предполагает, что в разнообразных приемах игры на ложках больше индивидуального и импровизационного, чем традиционного фиксированного3. Это утверждение справедливое на начальном этапе развития ложек, представляется дискуссионным в настоящее время, поскольку традиционная культура игры на ложках, например, в ансамблевом исполнении развивается и претерпевает изменения в сторону использования фиксированных приемов и методов.

Анализируя существующие литературные источники, можно заключить, что точное время возникновения русских ложек как музыкального инструмента до настоящего времени не известно. Первое подробное описание ложек как музыкального инструмента приписывают М. Гутри (1795 г.), где автор свидетельствует о широком распространении ложек в крестьянской среде как народного музыкального инструмента. О том, что ложки как музыкальный инструмент существовали до реформ Петра I, указывает С.А.Тучков. На лубочных картинках XVIII века ложки изображены в руках "потомственных" скоморохов. А.А.Банин, ссылаясь на автора 1900 года, цитирует подпись под лубочной картинкой, изображающей козу и медведя: "Медведь с козою" прохлаждаются, на музыке своей забавляются. Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а коза сива в сарафане синем - с рожками и с колокольчиками, и с ложками - скачет и в присядку пляшет"4.

В историческом документе "Реэстре" музыкальных инструментов, посвященном описанию шутовской свадьбы тайного советника Никиты Зотова (12 декабря 1714 г.) указано, "кому господам быть в каком платье и с какими играми". К.А. Вертков цитирует: ... «Баурское: капитан Лихарев, князь Г. Урусов, капитан Сухотин. - Ложки с колокольчиками"5.

Приведенные данные свидетельствуют о появлении ложек как музыкального инструмента на Руси по крайней мере в начале XVIII века.

А.А. Банин считает, что в силу особенностей русской песенно-музыкальной и плясовой культуры потенциальная возможность использования обыкновенных ложек в качестве ритмизирующего музыкального инструмента существовала значительно раньше XVIII века. Однако, на наш взгляд, даже в фольклорных исследованиях предпочтительнее опираться на реальные свидетельства, а не на потенциальные возможности. Характер песенной и инструментально – плясовой русской фольклорной культуры действительно способствует исполь¬зованию бытовых вещей, в том числе ложек, для ритмизирующего сопровождения, но заключение на этом основании о возникновении ложек как фольклорного музыкального инструмента вряд ли является правомерным. По-видимому, существует вероятность появления ложек как фольклорного музыкального инструмента и ранее начала XVIII века, но кто и когда был первым исполнителем в то время - до сих пор неизвестно. В XIX - XX вв. ложки продолжают широко бытовать в сельской, городской и солдатской среде, в хорах песельников и ансамблях народных инструментов в качестве эффектного номера с элементами циркового трюкачества. Специальное внимание изучению ложек как музыкального инструмента уделил только Н.И. Привалов. Им написано историческое исследование, в котором изложены результаты изучения ложек в живом народном обращении 6.

Н.И. Привалов справедливо предположил возникновение ложек как народного музыкального инструмента в подражание европейским кастаньетам, что связывается с характером песенной и инструментально-плясовой русской фольклорной культуры. Эта культура возникла у русского народа задолго до XVIII в. И, как свидетельствует А.А. Банин, "условия для использования обыкновенных ложек в качестве ритмизующего музыкального инструмента возникали в русской жизни постоянно и многократно и что случалось это не только в XVIII в., но и в прежние и в последующие времена" 7.

По замечанию А.А. Банина, после Н.И. Привалова, который изучал русские ложки в начале XX века (1908 г.), никто из фольклористов не исследовал подробно этот традиционный музыкальный инструмент. Как свидетельствует Н.И. Привалов, он долго не мог найти подлинного исполнителя на ложках, осуществляя поиски в крестьянской среде. И, наконец, был найден маленький дачный театр, где местные крестьяне играли на ложках. Привалов пишет, что крестьянин Лобов показал ему прием игры на четырех ложках: в левую руку он берет две обыкновенные ложки, обращая их выпуклостями одна к другой, а рукояти вставляя между пальцами этой руки наружу. Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец вкладываются внутрь ложки. Разжимая или сжимая ладонь, игрок производит удары тыльными сторонами ложек одна о другую. В то же время, взяв в правую руку третью такую же ложку, он делает ею скользящие удары по краям выпуклостей двух первых ложек. Этот процесс заканчивается одним ударом sforzando по четвертой большой ложке, которая затыкается рукояткой за голенище сапога или просто кладется на колени исполнителя выпуклостью вверх. В нотном изображении получается серия ударов (см. рис.1). Данный прием Н.И. Привалов передает участникам руководимого им ученического Великорусского оркестра, где после успешных выступлений любители создают новые приемы игры на ложках 8.

ритмический рисунок, исполняемый на музыкальных ложках

Рис.1. Нотный пример последовательности ударов в одном из приемов игры на четырех ложках

Некоторые ложечники-виртуозы, как пишет Н.Ф. Финдейзен9 добивались особого эффекта, приближая ложку лицевой стороной ко рту и путем различной артикуляции полости рта извлекали звуки разной высоты. Основываясь на анализе литературных источников, можно заключить, что деревянные ложки как русский фольклорный музыкальный инструмент были впервые использованы в оркестре Н.И. Привалова, а затем - в Великорусском оркестре В.В. Андреева 10.

Фольклористов интересует вопрос, почему именно ложки стали достаточно распространенным и известным русским народным музыкальным инструментом. На этот вопрос пытался ответить еще М. Гутри в 1795 году. Он так пишет о деревянных ложках: "Сей инструмент, коим русские поселяне-мужики бьют каданс, или такт, с произведением некоторого бряцанья при сельских своих песнях, точно есть род кротала, употреблявшегося у греков... Ложки, так как и кротал, составлены из известного числа небольших пустых позвонков или гремушек. Стук сих ложек и удары медных гремушек под различными направлениями производят различный и проницательный звон и в шумных хорах одушевляют пляску. К сему же служил у греков и кротал"11. М. Гутри заключает из приведенного сравнения русских ложек с древним музыкальном инструментом, что либо русские ложки и кротал происходят от одного источника, либо русские ложки как фольклорный музыкальный инструмент заимствован у древних греков.

Другими исследователями-фольклористами подобное адекватное предположение происхождения русских ложек как народного музыкального инструмента не представлено. Следует заключить, что древнеегипетский систр, древнегреческий кротал, европейские кастаньеты и русские ложки представляют собой народные ударные музыкальные инструменты, которые по конструкции и звучанию в значительной степени сходны. Это связано с естест¬венным стремлением человека ритмизировать свою деятельность, что имеет природную основу всеобщих ритмов. При этом особо выделяется ритмизация в песенно-танцевальной сфере, где необходимо присутствует разнообразие ритмов и импровизация. Следует особо подчеркнуть, что все перечисленные фольклорные музыкальные инструменты изначально требовали специального изготовления, за исключением русских ложек. Оказалось, что только русский крестьянин смог догадаться использовать в качестве ударного музыкального инструмента для организации ритма подручные общеупотребительные предметы домашней утвари - столовые ложки. Не вызывает сомнения самобытность русских ложек, разнообразие и сложность техники игры на них, которая не уступает возможностям систра, кротала и кастаньет.

Художественная роспись русских ложек представляет растительный рисунок, характерный для соответствующей местности. Например, в Нижегородской губернии предпочтителен стиль "хохлома" - сочетание золотого, черного и красного цветов растительного рисунка.

В настоящее время ложки как фольклорный музыкальный инструмент входят в группу ударных музыкальных инструментов в Национальном государственном оркестре народных инструментов им. Н.Осипова, Санкт-Петербургском Академическом оркестре русских народных инструментов, а также в муниципальных оркестрах русских народных инструментов городов Белгорода, Владимира, Курска, Нижнего Новгорода, Пензы, Самары, Саранска, Саратова, Челябинска и многих других. Руководителями ансамблей фольклорных му¬зыкальных инструментов создаются обработки для ложек классических произведений, таких как: Ж.Бизе Антракт к IV действию оперы "Кармен", Ж.Ф. Рамо Тамбурин, И.С.Бах Скерцо h-moll.

Учебные дисциплины "Изучение фольклорных инструментов", "Фольклорно-инструментальный ансамбль" входят в программы высших и средних профессиональных музыкальных образовательных учреждений по направ-лениям подготовки: "Музыкально-инструментальное искусство", "Дирижирование (оркестром народных инструментов)", "Хоровое народное пение". Изучение русских ложек как фольклорного музыкального инструмента способствует сохранению и развитию народных традиций, а также, возможно, созданию новых жанров музыкального творчества.

С.И. Жданов

Литература

  1. Большая советская энциклопедия.-М.: 1954. – Т. 25. – С. 353 Ложки
  2. Тучков С.А. Записки. - СПб.: 1906. - С. 12
  3. Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. - М.: 1997. - С.47.
  4. Там же. - С. 51.
  5. Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. - М.: 1975. - С.258, 260.
  6. Привалов Н.И. Ложки как русский народный музыкальный инструмент // Русская музыкальная газета. - М.: 1908. - № 28 - 33, 36.
  7. Банин А.А. Русская инструментальная… - С.53.
  8. Привалов Н.И. Ложки как русский народный…
  9. Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. - T.I. - М.: 1928. - С. 226.
  10. Банин А.А. Русская инструментальная… - С. 78
  11. Guthrie M. Dissertations sur les antiquites de Russie. St.Peterburg, 1795 // Друг просвещения / Пер. И.Сретенского - М.: 1806. - Ч I. - С.198 – 206.

Понравилась страница? Поделись с друзьями: