Группа ударных инструментов

Группа ударных и группа щипковых и клавишных инструментов в симфоническом оркестре

 

Ударные инструменты в симфонических партитурах

Начало использования ударных инструментов в симфоническом оркестре (особенно в пьесах танцевального характера) относится к периоду становления самого симфонического оркестра.

Утвердились и получили дальнейшее развитие они главным образом в XIX веке, точнее - со второй половины XIX века. До этого времени в симфонической музыке (за исключением танцевальных пьес) они применялись в единичных случаях.

Так, у Гайдна в «Военной симфонии», у Бетховена в Симфонии № 9 встречаются треугольник, тарелки и большой барабан. Исключение представляет Берлиоз, использовавший в своих сочинениях различного вида барабаны, бубен, треугольник, тарелки и там-там. Так же широко применяются ударные инструменты в творчестве Глинки, который ввел в оркестр, помимо указанных уже инструментов, и кастаньеты.

Еще большее развитие ударная группа получает со второй половины XIX века. Среди ударных стал использоваться ксилофон, появилась челеста. В этом немалая заслуга принадлежит композиторам русской школы. Их прямыми наследниками являются советские композиторы, с большим успехом применяющие в своих произведениях самые разнообразные ударные инструменты.

Общая характеристика ударных и звенящих инструментов

«Шум, звон, грохот в forte» и «живописная, красочная ритмика в piano» — такова наиболее характерная роль ударных в оркестре (Римский-Корсаков). Ударные при соединении с инструментами прочих групп ритмизуют и делают более четкой звучность последних. В свою очередь, инструменты других групп как бы уточняют звуковысотность ударных.

Среди ударных встречаются инструменты с вибраторами из металла, из дерева и из перепонок (кожи). Ударные инструменты различаются по своему устройству, как инструменты с определенной высотой или без определенной высоты звука; характеризуются со стороны тембровой и динамической, в связи с материалом, из которого они сделаны, и приемами звукоизвлечения: инструменты барабанной звучности, звенящие (металлические) и щелкающие (деревянные); со стороны тесситуры — как инструменты низкого, среднего или высокого звучания; с точки зрения наиболее свойственного им ритма и подвижности (как инструменты простого, крупного или мелкого, затейливого ритма); со стороны нотирования их в партитуре; со стороны выполняемой ими роли в оркестре.

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВЫСОТЫ ЗВУКА

Треугольник (Triangolo)

Этот инструмент представляет собою металлический прут, изогнутый в форме разомкнутого треугольника. Величина каждой его стороны — около 20 см. Во время игры треугольник подвешивается. Звуки извлекаются посредством ударов металлическим стержнем по сторонам треугольника.

Треугольник не обладает определенной высотой, однако, воспринимается как инструмент высокого звучания, способный ассимилироваться с интонационным звучанием оркестра. На нем исполнимы как простые, так и затейливые ритмы. Но последние желательны в рисунках ограниченной продолжительности, так как непрерывное исполнение следующих друг за другом мелких ритмических фигур имеет склонность сливаться в сплошной звон. Тембр треугольника в piano отличается яркой, но нежно звенящей окраской; в forte — ослепительно яркой, звонкой, блестящей звучностью довольно большой силы. Из динамических оттенков встречаются также crescendo и diminuendo. Треугольник хорошо соединяется как со смычковыми, так и с деревянными и медными духовыми инструментами. Со смычковыми он соединяется преимущественно в piano, с медными духовыми — преимущественно в forte, хотя исключения из этого, конечно, возможны.

Нотируется треугольник в партитуре на одной линейке (нитке) без выставления ключа (впрочем, встречается запись и на пятилинейном нотоносце, преимущественно нотой до скрипичного ключа). В нотации обязательно указываются ритмическая и динамическая сторона партии треугольника. Тремоло записывается или как трель или как tremolo.

В партитурах обычно встречается лишь одна партия треугольника. Чаще всего он используется в танцевальных произведениях для придания им живости, веселости и искрящейся звучности. Нередко треугольник применяется и в сочинениях других жанров с целью придания звучности блеска, искристости, красочности, изящества.

Кастаньеты (Castagnetti)

Кастаньеты, используемые в оркестре, представляют собою небольших размеров (около 8—10 см) деревянные чашечки (2 или 4), свободно прилаженные к концам рукоятки (две на одном конце и две на другом) таким образом, что при встряхивании они ударяются друг о друга, производя сухой, звонкий, щелкающий звук (иногда ударяют по чашечкам пальцами). Кастаньеты производят впечатление инструмента, звучащего выше среднего оркестрового регистра.

Будучи по происхождению теснейшим образом связанными с испанскими и неаполитанскими народными танцами, кастаньеты в оркестре используются преимущественно в ритмах, близких к этим танцам, то есть в ритмах живых, мелких, затейливых, характерных.

Кастаньеты применяются как в piano, так и в довольно звонком forte; на них возможно и усиление, и ослабление звука. Хорошо сливаются они с деревянными духовыми, со стаккатными штрихами смычковых, с мелкими ударными инструментами (треугольником, бубном, малым барабаном) и достаточно хорошо слышны даже в tutti оркестра. Нотируются кастаньеты, как и треугольник, на одной линейке; tremolo обозначается или в виде трели, или в виде перечеркнутых нот.

Бубен и тамбурин (Tamburino)

Бубен и тамбурин (перепончатые с металлическими побрякушками) инструменты, очень сходные между собой, а потому довольно часто заменяющие в оркестре друг друга.

Оба они представляют собой неширокий обруч диаметром 25— 35 см, в стенку которого вделаны металлические побрякушки, а сверху (с одной стороны), наподобие барабана, натянута кожа. Отличие между ними состоит в том, что у бубна внутри обруча протянуты крест- накрест три проволочки, унизанные бубенчиками.

Во время игры тамбурин и бубен держат, как правило, в левой руке; способов же звукоиавлечения существует несколько. Чаще всего применяют удары ладонью и пальцами по коже и по обручу. При исполнении же сложных ритмических рисунков инструмент подвешивают на ремне, надетом через голову, и тогда удары производятся поочередно обеими руками, или устанавливают его на стул, используя для игры в этом случае палочки от малого барабана. Продолжительное tremolo обычно исполняется непрерывным встряхиванием (сотрясанием) инструмента, создающим нечто вроде шелестения звенящих побрякушек; короткое tremolo — приемом скольжения большого пальца (правой руки) по коже инструмента.

Звучность бубна и тамбурина может быть отнесена к среднему регистру оркестра.

Подвижность этих инструментов (как можно заключить из применяющихся приемов эвукоизвлечения) довольно значительная. Во всяком случае, на них возможно исполнение ритмических рисунков как простого (крупного), так и мелкого, затейливого ритма.

Специфичен тембр бубна и тамбурина, слагаемый из барабанной звучности (удары по коже) и звенящей (металлические побрякушки); он оставляет характерное танцевально-праздничное впечатление. Довольно значителен их динамический диапазон, включающий и piano и forte. Эти инструменты одинаково хорошо сливаются со смычковыми и с духовыми.

Нотируются тамбурин и бубен, как и все инструменты без определенной высоты, на одной линейке (нитке). Tremolo обозначается в виде перечеркнутых нот или трели. В записи ноты со штилями вииз обозначают удары ладонью по коже, со штилями вверх — удары пальцами по обручу инструмента. Тамбурин и бубен в оркестре преимущественно используются в музыке танцевалного жанра.

Малый барабан (Tambure militare)

Малый барабан представляет собою цилиндр высотой 12—15 см и диаметром от 35 до 40 см (и даже более). Снизу и сверху цилиндра натянута кожа; кроме того, на нижней стороне протянуты жильные или металлические струны, сообщающие звучности малого барабана характерный треск.

Звуки извлекаются на этом инструменте посредством ударов по коже специальными деревянными палочками с небольшими утолщениями (головками) на одном их конце. В наше время встречаются партитуры, в которых используется еще и металлическая (из проволоки) веерообразной формы метелочка (verghe). Звучность при пользовании ею создается шелестяще-шуршащая. Как правило, удары производятся правой и левой рукой, причем типичными являются удары с форшлагами и дробь. В виде исключения применяется иногда одновременный удар двумя палочками или одной без форшлага. В качестве особого эффекта для создания приглушенной звучности прибегают к ударам по барабану с распущенными струнами или накрытому материей. Обозначается это термином coperto или con sordino.

Малый барабан относится к инструментам несколько выше среднего оркестрового регистра.

По подвижности малый барабан стоит на первом месте среди ударных. На нем исполнимы мелкие и затейливые ритмы в самых быстрых темпах. Звучность его необычайно характерна и отчетлива: начинаясь от еле слышного шороха (в рр), она может доходить до трескучего, грохочущего шума, слышного сквозь самое мощное fortissimo всего оркестра, причем нюансы возможно менять в одно мгновение.

Лучше всего звучность малого барабана сливается с духовыми — трубами и деревянными, но она очень хороша также в tutti оркестра и в одиночном solo.

Партия малого барабана нотируется на одной линейке (как и партии прочих инструментов без определенной высоты звука). Очень характерно для нее большое количество форшлагов, мелких ритмических фигур, разнообразных динамических оттенков. Дробь обозначается в виде перечеркнутых нот (tremolo) и трелей.

В оркестре имеется (исключения очень редки) один малый барабан. Используется он прежде всего в музыке маршеобразного характера. Участие малого барабана придает звучности оркестра большую четкость и динамичность. Интересны примеры использования его в плане программно-изобразительном.

Тарелки (Piatii)

Тарелки представляют собой пару одинаковых бронзовых дисков (диаметром 30—60 см в среднем), в которых центральная часть имеет выпуклость (наподобие тарелок) с поперечником в диаметре около 10 см. В центре выпуклости сделано отверстие, через которое продеты ремешки для держания тарелок во время игры.

Обычный прием звукоизвлечения состоит во встречном ударе одной тарелки о другую с последующим разведением их в стороны на время длительности, указанной в нотах. Удары производятся обычно слегка скользящим косым движением, но в зависимости от динамического оттенка и быстроты последовательности их друг за другом здесь может иметь место и значительное разнообразие в характере ударов, вплоть до трения одной тарелки о другую. Для прекращения же звука играющий прижимает края тарелок к своей груди, мгновенно глуша звучание. Кроме указанного выше приема звукоизвлечения, применяются еще и удары по подвешенной тарелке палочками (от литавр, малого барабана и даже треугольника). При этом способе возможны как одиночные, так и быстро чередующиеся удары, переходящие в оплошное tremolo, допускающее значительное усиление, а в некоторой степени и ослабление силы звука.

Звучность тарелок относится к области среднего регистра оркестра. На них возможно исполнение ритмических рисунков различной подвижности, но по характеру и по природе им более свойственны звуки простого, крупного ритма, звуки мелкого затейливого ритма на тарелках сливаются и утрачивают четкость. Зато tremolo создает как бы одну сплошную волну металлического «шипения».

Звучность тарелок чрезвычайно яркая: звенящая в forte и шелестящая, искрящаяся в piano. Динамический диапазон огромнейший — от легкого, слегка искрящегося металлического шелеста до покрывающего весь оркестр ослепительно яркого, резко звенящего шума.

Своим металлическим звуком тарелки лучше всего сливаются с медью, но с успехом соединяются и с другими инструментами, особенно когда последние играют в своих светлых и ярких регистрах. Впрочем, в piano тарелки хорошо соединяются и с мрачными низкими регистрами инструментов. Из ударных инструментов они чаще всего используются в паре с большим барабаном, особенно в местах, требующих большой силы, шума и звона.

Нотируются тарелки, как и прочие инструменты без определенной высоты звука, на одной линейке-нитке, иногда вместе с большим барабаном. Из особенностей записи следует отметить условные обозначения, имеющиеся при ногах. Так выставление над нотой знака – указывает, что звук должен быть извлечен ударом по тарелке колотушкой от большого барабана или от литавр; термин colla bacchetta di timpani - на извлечение звука палочками только от литавр; термин colla bacchetta di tamburo — палочками от малого барабана; verghe — что извлечение звуков должно производиться металлической щеточкой. Удары железной палочкой обозначаются знаком - или +2 над нотами или термином colla bacchetta di triangolo, возвращение к обычному приему звукоизвлечения— термином ordinario (сокращенно ord.). Tremolo обозначается и перечеркнутыми нотами и трелью. Продолжительность звука иногда указывается лигами.

В оркестре тарелки используются прежде всего в динамических целях для подчеркивания кульминации, а также придания яркости и блеска звучности. Впрочем, нередко их роль сводится к красочной ритмике или к программно-изобразительным (специальным) эффектам.

Большой барабан (Gran Cassa)

Большой барабан встречается двух видов. Один (более распространенный) представляет собой сравнительно невысокий (30—40 см высоты), но довольно широкий (диаметр 65—70 см) цилиндр, на который с обеих сторон натянута кожа. Другой состоит из неширокого (около 20 см), но значительных размеров (около 70 см в диаметре) обруча с односторонне натянутой кожей. Обруч прикреплен на стойке к специальной раме таким образом, что, вращаясь по линии своей оси, он может принимать наклонное положение, способствующее более удобному извлечению звуков. Последние получаются посредством ударов по натянутой коже специальной колотушкой с утолщенной головкой на конце.

Звучность большого барабана относится к области низкого регистра. Его ритмическая псдвиж- ность значительно меньше, чем малого барабана. Используется большой барабан преимущественно в простом крупном ритме, но нередко встречается tremolo и не исключаются мелкие длительности.

Звук большого барабана низкий, глухой, напоминающий как бы подземные взрывы. Динамический диапазон его огромен и простирается от глухого, как бы отдаленного гула в pianissimo до силы пушечных выстрелов в fortissimo.

Звучность большого барабана в forte лучше всего сливается с tutti оркестра; в piano же — с низкими звуками контрабасов и литавр'.

По старой традиции звучность большого барабана связывается с тарелками. Очень интересный пример оригинальной и пленяющей звучности, достигнутой путем соединения большого барабана с тарелками и треугольником в piano при участии низких звуков фаготов и контрафагота, имеется в финале симфонии Бетховена N° 9.

Нотируется большой барабан на одной линейке (нитке). Tremolo обозначается большей частью перечеркнутыми нотами, но встречается и в виде трели. Применяется большой барабан в оркестре преимущественно в плане динамическом, а также программно-изобразительном (со специфическими эффектами), но имеются случаи использования его для поддержки басового голоса.

Там-там (Tam-tam)

Там-там — один из самых крупных ударных металлических инструментов. Он представляет собой бронзовый или медный диск больших размеров (диаметром до 110 см.), подвешенный на специальной раме-стойке.

Звук на там-таме извлекается посредством ударов колотушкой обычно от большого барабана. Иногда применяются и жесткие палочки от литавр и даже металлические от треугольника. Своеобразным является косой, скользящий удар мягкой колотушкой по там-таму, при котором звук возникает не сразу, а чуть спустя, причем с тенденцией к нарастанию.

Звучность там-тама продолжительная, вибрирующая, относится к области низкого регистра оркестра. Хотя на там-таме можно извлекать звуки различной длительности, используется он почти исключительно в крупном ритме (в нем он особенно характерен). Довольно сильное впечатление производит исполнение на нем крещендируемого tremolo. В pianissimo звук там-тама напоминает звон большого колокола, в fortissimo же — как бы страшный рев, сопровождающий крушение, катастрофу. В оркестре в piano там-там очень хорошо сливается с pizzicato контрабасов, низкими звуками арфы и медных духовых инструментов; в forte же — с драматическим tutti оркестра.

Нотируется там-там на одной линейке-нитке. Используется в оркестре чаще всего в плане специфических эффектов, а также в кульминациях.

УДАРНЫЕ С ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВЫСОТОЙ ЗВУКА И ИНСТРУМЕНТЫ КЛАВИШНО-ЩИПКОВОЙ ГРУППЫ

Литавры (Timpani)

По устройству литавры представляют собою различной величины полушарообраэные котлы (от 60 до 80 см в диаметре), нa их верхнем срезе натянута кожаная, тщательно отделанная перепонка. Она связана с механизмом, с помощью которого в большей или меньшей степени натягивается на котле. В соответствии с величиной котлов и со степенью натяжения перепонки, литавры звучат выше или ниже. Чем больше котел и чем слабее натянута кожа (естественно, в пределах определенной границы, крайними пределами настройки для каждой отдельной литавры является приблизнтельно секста), тем ниже звучит инструмент, и наоборот — чем меньше котел и чем сильнее натянута кожа, тем выше звучит инструмент.

В практике известны три вида механизмов для изменения степени натяжения кожи: винтовой (расположенный по ободу котла), рычажный (с рычагом, установленным сбоку котла) и педальный (с ножной педалью, приделанной к одной из ножек литавры).

Из них наиболее новым и совершенным является механизм педальный, позволяющий перестраивать литавры (во время пауз в партии) одновременно и с большей постепенностью и с большей быстротой. Обозначается перестройка термином muta.

Играют на литаврах специальными палочками, на конце которых имеются шарообразные головки, обтянутые мягким фильцем. В редких случаях пользуются обычными палочками от маленького барабана. Литавровые палочки имеются, как правило, трех размеров:

а) с более крупными головками для извлечения полнозвучных сочных ударов;

б) с головками среднего размера для звучности более умеренной силы и более подвижных фигур;

в) с небольшими головками для получения легких подвижных звучностей.

Кроме того, применяются и палочки с жесткими войлочными наконечниками для исполнения ритмических фигур, требующих особенной четкости. Некоторые литавристы пользуются ими во всех случаях.

Литавры — очень подвижный и отзывчивый инструмент. На них возможно исполнение самых затейливых ритмов (включая tremolo) с разнообразными динамическими оттенками и различной скоростью. Динамический диапазон литавр огромен. На них исполнимо еле слышное pianissimo с усилением звука до громоподобного fortissimo (более слабыми являются звуки, настроенные очень низко или очень высоко). В оркестре литавры прекрасно соединяются со всеми прочими инструментами. С pizzicato.виолончелей и контрабасов они сливаются почти в единую однородную звучность.

Как правило, в оркестре используются литавры трех размеров: большая, средняя и малая. Каждая из них имеет свой диапазон настройки:

большая — от ми-фа большой октавы примерно до си большой или до малой;

средняя — от ля большой октавы до ре-ми малой;

малая — от до до фа-соль малой октавы.

Таким образом, общий их диапазон простирается от ми-фа большой октавы до фа-соль малой. Нотируются литавры на пятилинейном нотоносце в басовом ключе, при двух исполнителях — на двух нотоносцах, при трех — на трех нотоносцах и т. д. Нотоносцы обычно помещаются в партитуре сразу же (считая сверху) после партий инструментов медной духовой группы. Перед нотоносцем там, где обозначаются литавры, указывается цифрой их количество, а буквами или нотами - настройка.

Однако встречаются и такие партитуры, в которых эти обозначения отсутствуют. Не принято выставлять при ключе знаки альтерации — они пишутся при нотах.

Из особенностей нотирования следует отметить запись tremolo. При продолжительном равномерном тремолировании на протяжении нескольких тактов ноты, отмеченные tr, связываются лигой.

Иногда в партитурах применяются лиги и при иной записи tremolo. Если лиги отсутствуют, то сильное время каждого нового такта литавристом может акцентироваться.

При одновременном ударе по двум литаврам выписываются оба звука.

Двузвучие, над которым выставлена трель, исполняется как фортепианное tremolo.

Иногда в записи предусматривается, какой рукой должны быть извлекаемы звуки. В партии литавр указывается, что ноты со штилями вверх извлекаются правой рукой, со штилями вниз — левой рукой.

Литавры «засурдиненные» (приглушенные куском мягкой материн) обозначаются термином coperto или con sordino, снятие материи указывается термином aperto или senza sordino.

Приблизительно до второй половины XIX века в оркестре применялись две литавры (исключение представлял Берлиоз, применявший большое количество литавр), настроенные в тонику и доминанту. В настоящее время при одном исполнителе, почти как прагвило, имеются в оркестре три-четыре литавры, настраиваемые, в связи с надобностью, на разнообразные звуки.

Значение литавр не ограничивается динамической и ритмической ролями, они широко используются также в дублировках басового голоса, в программно-изобразительном, а иногда и мелодическом планах.

Колокольчики (Campanelli)

Колокольчики, называемые еще металлофоном, состоят из набора металлических пластинок различной величины, расположенных в хроматическом порядке, соответствующем фортепианной клавиатуре. Звук на них извлекается посредством ударов по пластинкам ручными молоточками.

Кроме этого вида, существуют колокольчики с клавишным механизмом. Внешне они представляют как бы маленькое игрушечное фортепиано (только без ножек). По звучности колокольчики с ручными молоточками значительно лучше клавишных. Звуковой объем колокольчиков по письму — от до первой октавы до до-ми третьей; по реальному же звучанию - на октаву выше написанного. Встречаются колокольчики со звуковым объемом, немного большим как вверх, так и вниз.

Этот инструмент относится к области очень высокого звучания. Тембр колокольчиков с ручными молоточками — яркий, звонкий, серебристый, и звук его довольно продолжительный. Тембр колокольчиков клавишных резче и суше, а продолжительность звука короче. Техническая подвижность как тех, так и других колокольчиков значительная, но у клавишных имеется ряд преимуществ, вытекающих из чисто фортепианной техники. Впрочем, оба инструмента не используются в плане виртуозно-техническом, так как быстрая последовательность их звуков создает непрерывный звон, утомительный для уха.

Колокольчики хорошо соединяются с инструментами всех групп и особенно удачно с арфой, флейтой, pizzicato скрипок.

Нотируются колокольчики на пятилинейном нотном стане в скрипичном ключе. В оркестровке колокольчики используются преимущественно в декоративно-красочном, а также в программно-изобразительном плане.

Ксилофон (Silofono)

Ксилофон в отличие от колокольчиков (металлофона) представляет собой набор деревянных пластинок, расположенных хотя и хроматически, но в порядке своеобразном (зигзагообразном), с двойными пластинками на звуках фа и до.

Особенностью такого размещения является то, что рядовое (вверх) расположение средних пластинок создает последовательность гаммы соль мажор (самой легкой и удобной на ксилофоне.) В последнее время стали появляться ксилофоны с пластинками, расположенными в порядке, соответствующем фортепианной клавиатуре, а также ксилофоны с резонаторами, значительно улучшающими звучность инструмента.

Звуки извлекаются на ксилофоне посредством ударов по пластинкам легкими деревянными палочками, близкими по форме к удлиненным ложечкам или к хоккейным клюшкам. Звуковой объем ксилофона - от до первой октавы до до четвертой:

Звучность ксилофона без резонаторов имеет своеобразный, пустой, сухой, острый тембр, оставляющий впечатление звонкого, довольно сильного и резкого щелкания по дереву, быстро затухающего.

Техническая подвижность ксилофона очень велика. Гаммы, арпеджио, tremolo, glissando, различные пассажи в стремительном движении с применением двойных нот доступны исполнению на ксилофоне.

Звучность ксилофона удачно соединяется с деревянными духовыми инструментами, с pizzicato и collegno смычковых. Но чрезмерно долгое звучание ксилофона довольно скоро становится назойливым.

Нотируется ксилофон (как и колокольчики) на пятилинейном нотном стане в скрипичном ключе. В оркестре ксилофон используется в плане декоративно-красочных подчеркиваний, придания звучности большой ритмической четкости, а также и изобразительности.

Челеста (Celesta)

Челеста представляет собою клавишный (наподобие небольшого пианино) металлофон, в котором вместо струн имеются металлические пластинки различной величины, расположенные в хроматическом порядке. При игре молоточки, связанные посредством рычагов с клавишами, ударяют по металлическим пластинкам. Особенностью устройства челесты является то, что пластинки в ней снабжены резонаторами (специальными коробочками), значительно смягчающими и улучшающими ее звук, и демпферами с педальным механизмом (наподобие фортепиано), позволяющим прекращать или удлинять звук, как это делается при игре на фортепиано.

Звуковой объем челесты по письму — от до малой октавы до до четвертой; по звучанию же — на октаву выше написанного.

Звучность челесты — очаровательно нежного и поэтического тембра мягких колокольчиков — лишена силы. Техническая же подвижность очень большая и приближается к фортепианной.

По тембру челеста лучше всего сливается с арфой, но хорошо соединяется (в piano) и с инструментами других групп.

Нотируется челеста (как и фортепиано) на двух нотоносцах, используется в оркестре преимущественно в местах большой нежности, мягкости, тонкости и волшебной сказочности.

Понравилась страница? Поделись с друзьями: