Многовековая эволюция струнных смычковых инструментов привела к созданию современных образцов скрипки, альта, виолончели и контрабаса, впервые появившихся в XVI–XVII веках в Италии.
Настройка струн Нотация Диапазоны и регистры
Скрипка, альт, виолончель и контрабас принадлежат к одному семейству и отличаются лишь размерами. Конструкция этих родственных инструментов рассматривается на примере скрипки.
На струнных смычковых инструментах применяются три способа извлечения звука: аrco, pizzicato и col legno.
Arco (ит. арко – смычок) – основной способ игры. Обычное место ведения смычка по струнам – середина расстояния между подставкой и нижним концом грифа. Движение смычка вниз (от колодки к концу) называется tire (тире) и обозначается знаком « », а движение смычка вверх (от конца к колодочке) называется pousse (пуссэ) и обозначается знаком «V».
На струнных смычковых инструментах применяются также специфические приёмы игры, обозначаемые детерминативами.
Sul ponticello (ит. суль понтичелло – у подставки) – ведение смычка по струне близко к подставке. При этом приёме игры образуется негромкий, лёгкий звук в p и резкий звук с характерной металлической окраской в f. Такие оттенки звучания используются обычно в нюансе p для воплощения сказочных, гротесковых, фантастических или зловещих образов.
Одним из выразительных исполнительских приёмов является извлечение флажолетов.
Флажолет (фр. flagolet – свирель) – это обертон, выделенный из состава тембра звучащей струны. Он представляет собой лёгкий свистящий призвук, получаемый на струнных смычковых инструментах при помощи лёгкого прикосновения к струне в местах деления её длины на части (половину, треть, четверть).