Конструкция смычковых инструментов
Настройка струн Нотация Диапазоны и регистры
Скрипка, альт, виолончель и контрабас принадлежат к одному семейству и отличаются лишь размерами. Конструкция этих родственных инструментов рассматривается на примере скрипки.
Их корпус имеет овальную форму с выемками по бокам «талия» для ведения смычка и параллельно расположенными выпуклыми деками. Обе деки (верхняя и нижняя части корпуса) соединены обечайкой (ободком). Для укрепления дек по их краю проложены 3-х слойные полоски-ус. Верхняя дека имеет деревянную пружину изнутри и два резонаторных отверстия – эфы, вырезы в форме буквы f. Между эфами расположена образующая кривизну подставка. Она служит опорой для струн, ограничивает их звучащую часть и является проводником вибрации от струн к корпусу. На вклеенной в корпус шейке укреплён гриф – место прижатия струн. На конце шейки расположена головка с четырьмя колками для крепления и настройки струн. У верхнего края грифа имеется порожек, являющийся верхней границей звучащей части струн. Внутри корпуса между деками около правой стороны подставки вставлен цилиндрический деревянный штифт «душка» передающий колебания с верхней деки на нижнюю. В нижней части инструмента размещён крепящийся на пуговице подгрифок. Слева от него крепится подбородник, обеспечивающий устойчивое положение инструмента (у виолончели и контрабаса вместо него – шпиль-упор).
Верхняя дека, душка и пружина изготавливается из пластин сосны или ели, а гриф, подгрифок, колки, порожек, подбородник, пуговица – из чёрного дерева, остальные части делают из волнистого клёна (явора).
Размеры и пропорции инструментов скрипичного семейства, выверенность их акустических параметров, настройка струн и выпуклость дек - важнейшие факторы, определяющие силу и тембр звучания.
Звучащим телом у смычкового инструмента является натянутая струна. Из состояния равновесия её выводят при помощи смычка или щипка.
Смычок (от старославян. смыкаты – тянуть) представляет собой тонкую, эластичную, постепенно суживающуюся, слегка вогнутую трость, вдоль которой натянута тонкая полоса из конского волоса. Трость изготавливается из фернамбуковой древесины. С одной стороны волос закрепляется у верхнего конца трости, с другой стороны – у колодки с винтом, предназначенным для механического регулирования натяжения волоса.
На протяжении многих веков менялась форма смычка. Он был ко-ротким, лукообразным, остроконечным, с малой упругостью. В 1775–1780 годах французский скрипичный мастер Ф. Турт (1747–1835) изобрёл современную конструкцию смычка. Он установил стандартную длину трости и волоса, местоположение центра тяжести, создал модель колодки, заменил прямую трость смычка вогнутой и применил расположение волоса не пучком (как ранее), а в виде ленты. Изменения в конструкции смычка сыграли большую роль в развитии современной техники игры на струнных смычковых инструментах. Они позволили расширить выразительные возможности инструмента.
Все струнные смычковые инструменты имеют по четыре струны. Скрипка, альт и виолончель настраиваются по квинтам, а контрабас – по квартам. Скрипка нотируется в скрипичном ключе, альт – в альтовом и скрипичном, виолончель и контрабас – в басовом, теноровом и скрипичном. Контрабас звучит октавой ниже нотации.
Общий диапазон семейства струнных смычковых инструментов около семи октав (ми контроктавы – ми четвёртой октавы).
Полные диапазоны инструментов по нотации
Диапазоны свободной оркестровой игры инструментов по нотации