Устройство Домры

Устройство Домры

Домра малая трехструнная имеет корпус в форме полушария, состоящего из кузова (нижней части корпуса) и деки, которая прикрывает кузов сверху. Над грифом, который соединяется с корпусом, натянуты струны. На гриф наклеивается накладка - деревянная пластинка с закрепленными в ней поперечными металлическими ладами. На верхней части грифа крепится головка с механикой и колками для натягивания струн.

Устройство домрыДомра трехструнная: 1 - головка; 2 - порожек верхний; 3 - ручка; 4 - наклейка; 5 - клец верхний; 6 - дека; 7 - контробечайка; 8 - пружина; 9 - подставка; 10 - клец нижний; 11 - подструнник; 12 - панцирь; 13 - розетка; 14 - порожек; 15 - кнопка; 16 - обкладка; 17 - кружок; 18 - клепки №№ 1,2,3; 19 - струны; 20 - ладовые пластины; 21 - точки; 22 - колковая механика.

Кузов домры состоит из 7 или 9 клепок. Для деки применяется резонансная ель или пихта. В деке вырезается резонаторное отверстие (голосник) и украшается фигурной розеткой. Строй трехструнной домры квартовый (ми, ля первой и ре второй октавы), а строй четырехструнной домры квинтовый (соль малой октавы, ре, ля первой и ми второй октавы). Также встречаются четырехструнные домры с квартовым строем (си малой октавы, ми, ля первой и ре второй октавы). Струны рекомендуется менять исходя из нагрузки на инструмент, но обычно, в процессе регулярных занятий, струны меняются один раз в две недели и за один день до публичного выступления.

МЕДИАТОР

Звук на домре главным образом извлекается медиатором. Медиатор может быть изготовлен из самого различного материала: панциря морской черепахи (по разным причинам этот материал очень редко встречается), различных по составу целлулоида, пластмасс, специально подготовленной кожи и т. д. На выбор медиатора следует обратить особое внимание.

В настоящее время широкое распространение при изготовлении медиатора получил материал капролактан. Качество медиатора зависит не только от материала, его величины и толщины (все эти характеристики, в общем условные), но и от формы (форма и насечки могут быть самыми разными) и главное - от заточки и полировки. Примерная толщина медиатора 1 - 1,5 мм, для малой и от 2 - 3 мм для альтовой. Материал для сольного исполнительства, из которого изготовлен медиатор, не должен быть слишком мягким или жестким. В этих случаях при звукоизвлечении появляются ненужные призвуки, медиатор шлепает или стучит по струне.

Обработку медиатора следует производить сначала наждачной бумагой, а затем материалом из плотного сукна, на который нанесена специальная полировочная паста.

ЗВУК И ЕГО СВОЙСТВА. НОТАЦИЯ. НАСТРОЙКА

Нас окружает множество звуков, но не все эти звуки являются музыкальными. Музыкальными звуками являются только те, которые имеют определенную высоту, длительность, тембр и громкость.

Высота звука зависит от частоты колебания струны. Струна, приведенная в движение и издающая определенный тон, производит точное и определенное число колебании в 1 сек. Количество колебаний (частота колебаний) не уменьшается при уменьшении амплитуды колебаний. Если натянутую струну ударом или щипком привести в колебательное движение, то дека через подставку, воспринимая эти колебания, приводит в колебание воздух в корпусе домры. В результате этих колебаний частицы воздуха распространяются во всех направлениях, равномерно воздействуя на органы слуха. Ухо улавливает эти колебания, которые и называются звуковыми. В музыке применяется около 100 звуков. Все звуки обозначаются определенными символами - нотами, которые располагаются в определенной последовательности на пяти линейках - нотоносце.

Важным моментом подготовки инструмента к игре, является настройка. Для настройки домры прежде всего необходимо установить правильно подставку. Подставка первоначально должна быть подогнана под инструмент: вес обычно не более 3 граммов, изготовлена из черного дерева или из клена с тонкой пластиной из черного дерева под струны, притерта без просветов к деке. Известно, что напряжение в струне на домре неодинаковое: 1 стр. - 177 кг/мм2, 2 стр. - 100 кг/мм2, 3 стр. - 178 кг/мм2, поэтому в подставке, на второй струне, делается небольшой выем, который помогает при настройке инструмента. Если подставка изготовлена неправильно, тогда в процессе настройки ее приходится двигать, увеличивая или уменьшая длину струны, что, в конечном итоге, редко приводит к положительному результату, т. к. настроить одновременно три струны в этом случае очень сложно.

После того как подставка тщательно изготовлена, ее надо установить точно в месте деления струны пополам и проверить следующим действием. На 12 ладу, на всех струнах поочередно, извлечь натуральный флажолет.

Звучание флажолета должно соответствовать звучанию открытой струны на октаву ниже. После этого по звучанию пятого лада на второй струне настроить первую, а по звучанию пятого лада третьей настроить вторую. Если все эти действия выполнены правильно, тогда натуральный флажолет на 12 ладу второй струны должен соответствовать звучанию ноты ля на седьмом ладу первой; ноты ми на втором ладу первой струны - открытой третьей, октавой ниже; натуральный флажолет, извлеченный на пятом ладу на третьей струне, соответствует ми третьей октавы на первой.

Зачастую инструменты бывает трудно настроить вследствие неверно размеченной мензуры1, небрежной установки ладовых пластин, некачественных струн, других конструктивных недочетов, поэтому в процессе игры следует особое внимание уделять чистоте звучания. Этого можно добиться не только вибрацией (а состояние вибрации особенно на кантилене, должно быть постоянным), но и за счет подтягивания пальцем струны вдоль ладовой пластины.

* Мензура - мера (лат. сит - совместно и ordinatio - упорядочение) расчетные данные для определения размерных величин источников звука в музыкальных инструментах. У струнных, смычковых и щипково-плекторных инструментах мензурой обычно называют длину рабочей части струны (между осями верхнего порожка и подставки).

ХРАНЕНИЕ ДОМРЫ

Инструмент рекомендуется хранить в футляре или специальном чехле, в сухом, хорошо проветриваемом помещении, при комнатной температуре воздуха (18° - 24°), не менее чем в 1,5 метрах от отопительных приборов, дверей.

После занятий струны необходимо протереть мягкой фланелевой тряпочкой, а один-два раза в неделю - тряпочкой, слегка смоченной в одеколоне. Во время перерывов в занятиях инструмент желательно класть в футляр.

Понравилась страница? Поделись с друзьями: