Историческая динамика тембра

Элементарные характеристики звука — громкость, высота, длительность, тембр, — в качестве физических характеристик звучания равно необходимы и потому равноправны. Однако они теряют свое равноправие, будучи рассмотрены как средства выразительности. Подтверждением тому является изменение представлений о выразительности тембра в разных типах культуры.

В теории музыки тембр отнесен к неспецифичным выразительным средствам, что аргументируется как широкой распространенностью различных тембров в жизненной среде, так и неспособностью его к процедурам формально-логического характера (трудно выработать и воспроизвести количественную шкалу тембровых градаций). Однако, роль отдельных средств выразительности исторически изменчива. Материал для такого утверждения дает музыкальная практика, которая свидетельствует об изменениях роли тембра в различных художественных стилях и в еще большей степени — в пределах культурных эпох.

Эпохой в искусстве следует считать период, в рамках которого сосуществует множество стилей и, вместе с тем, наблюдается определенное единство более высокого (внемузыкального) порядка. Смена культурной эпохи означает глубокую переориентацию в художественном мышлении, кардинальные сдвиги во всей системе выразительных средств, изменения музыкального языка и речи и т. д.

При подобном масштабном рассмотрении процесса исторического развития музыкального искусства теоретическое утверждение о неспецифичности тембра, его оценка как второстепенного по значимости средства выразительности носит культурно обусловленный характер. Иными словами, данное положение действительно прежде всего для определенного этапа развития музыкального искусства (хотя и относительно протяженного). Следовательно, в истории развития музыкального искусства возможны эпохи, когда это положение утрачивает свою безусловность.

Обращение к эволюции музыкального искусства показывает, что изменения роли тембра в системе средств музыкальной выразительности связаны, по меньшей мере, с двумя факторами: а) с эволюцией внутренних закономерностей самого музыкального искусства, взаимодействия стилей, жанров, форм, инструментария, музыкальной науки и практики в целом; б) с динамикой культуры, одной из форм которой является музыка.

В трех типах культур — устной, письменной и нарождающейся экранной — значимость тембра в музыкальном языке и музыкальной речи изменялась следующим образом. В период устной культуры (некоторое представление о которой могут дать музыкально-этнографические образцы) роль тембра определялась доминированием стихийной акустической выразительности звука над его рациональными характеристиками. Конкретно-чувственная природа тембра органично вписывалась в такую систему звуковых отношений. Положение изменилось на этапе письменной культуры, с которым связывается историческое бытие музыки — прежде всего западно-европейской, начиная со времени активного становления инструментального профессионального (ансамблевого и оркестрового) искусства. С одной стороны, роль тембра уменьшилась, ибо с нарастанием процессов логизации музыкального языка и музыкальной речи, обращением музыки не только к слуху, но и к зрению, большее значение приобрели мелодия, гармония, ритм, поддающиеся логизации (в отличие от выразительно-характеристичного тембра). С другой стороны, происходящая эволюция инструментария и инструментальной музыки не могли не вести к постепенному возвышению роли тембра в системе средств художественной выразительности. Каждый инструмент совершенствовался в плане конструкции и техники игры, расширялся его репертуар и выразительные возможности, становясь, таким образом, своеобразной лабораторией углубления и совершенствования тембровой выразительности музыки. Особенно существенную роль в этом процессе развития музыкального искусства играл оркестр — собрание инструментов, где значение тембрового согласования и контраста, взаимной гармонии отдельных инструментальных голосов выдвигались на первый план и, соответственно, выводило тембр на ведущие позиции в системе музыкально-выразительных средств.

Сейчас процесс возрастания роли тембра еще более активизируется, в чем можно, вероятно, усмотреть один из признаков наступления новой культурной эпохи. Экранная культура ориентирована на тексты иного рода по сравнению с текстами письменной эпохи: тексты, появляющиеся на экранах телевизоров и мониторов компьютеров, тексты, предназначенные для одномоментного схватывания, а не последовательного прочтения, тексты принципиально нелинейные, рассчитанные на зрительное восприятие целостного формообраза (гештальта). В современной музыке также появляются направления, в которых важное значение приобретают именно такие формообразы, воспринимаемые непосредственно и одномоментно, порой независимо от логики общего музыкального развития (пуантилизм, алеаторика). Но еще более важным следствием общих процессов, происходящих в культуре, для музыкального искусства стала значительная интенсификация поисков в области новых выразительных средств. Эти поиски привели к постепенной трансформации музыкального языка как естественно- логического образования, к разрушению тональности и образованию новых, авторских, подчас весьма рациональных музыкальных языков (начало этому процессу было положено додекафонией Шенберга).

Данный процесс сопровождался относительным уменьшением роли мелодического начала и усилением темброво-фактурных характеристик музыкального языка. Более того, глубина изменений коснулась и творческого отношения к звуку. Число акустических феноменов, используемых в качестве средств выразительности, максимально расширилось: звуки музыкальных инструментов, звуки, конструируемые с помощью электронной аппаратуры, микроизменения внутри звуков, разнообразные шумы и т. д. Использование таких акустических объектов ведет к неизбежному возвышению роли тембра, поскольку приоритетное значение имеет именно выразительность звучания. Богатство возможностей тембровых модификаций, используемых в современной музыке, практически безгранично, и освоение их продолжается непрерывно.

В настоящее время наблюдается возвышение роли тембра в системе средств музыкальной выразительности, что, возможно, является одним из признаков вступления человечества в новую культурную эпоху. Отказ от исторически сложившегося понимания музыкального звука и от ограничений в выборе акустических объектов повысил значимость колористичности, сонорности, красочности и выразительности звука, а именно эти свойства и принадлежат к тембровым характеристикам. Практически неограниченное богатство и разнообразие тембров, возможность их искусственно конструировать с помощью электроакустической аппаратуры — черты наступающей новой эры и одновременно свидетельство продолжающегося непрерывно процесса эстетического освоения мира, превращения элементов окружающей среды в выразительные средства искусства.

А. Гилев

Понравилась страница? Поделись с друзьями: