
Таблица условных обозначений и характеристики регистров аккордеона
В таблице не даны условные обозначения регистров левой клавиатуры, так как их включение и выключение приводит не к изменению тембра, а лишь к увеличению или уменьшению громкости за счет большего или меньшего октавного удвоения, а также дает возможность провести мелодию в партии левой руки без октавных удвоений в более высоком или низком звучании.
Следите за тем, чтобы регистр левой стороны аккордеона соответствовал по силе и характеру звучания регистру правой стороны.
Нажимая на рычажок регистра, вы можете менять тембр звучания инструмента. Некоторые из тембров напоминают различные струнные или духовые инструменты. Кроме того, как видно из таблицы, при включении определенных регистров диапазон инструмента увеличивается на октаву вниз и вверх.
Демпферные крышки, расположенные на правой сетке, а в особенности демпферная шторка под ней, служат не только для приглушения звучности, но и для изменения тембра звучания. При закрытой демпферной шторке звучание приобретает оттенок, какой достигается на инструментах с ломаной или ступенчатой декой.
Инициатива в выборе нужного регистра для выразительного исполнения пьесы должна исходить от учащегося, а педагог только направляет и развивает его музыкальное чутье.
Играя произведение, написанное для симфонического оркестра, не всегда следует подражать различным инструментам, так как оркестровые краски очень разнообразны и могут часто сменять друг друга, а столь же частая смена регистров не даст желаемых результатов. Подбирая регистры, нужно учитывать общий характер, фактуру и художественный замысел произведения, искать новые краски, использовать специфические возможности аккордеона.
Условные обозначения регистров 1 Изображение в нотах звучания, получаемого при нажатии клавиши/кнопки Ля 1-й октавы |
Условные названия регистров | Характеристика тембра звука |
---|---|---|
![]() |
Bassoon |
Басовое звучание на октаву ниже нажимаемой клавиши. Напоминает звук фагота или виолончели. |
![]() |
Bandoneon |
Звучат два звука в октаву: основной (чистый)2 и на октаву ниже. Они имитируют звук гармоники-бандонеона или гобоя. |
![]() |
Clarinet |
Звучит один голос, имитирующий звук кларнета (или флейты) 4 |
![]() |
Flute |
Звучат два звука в октаву: основной (чистый) и на октаву выше. Тембр звука флейты или концертино (или кларнета). |
![]() |
Harmonium |
Звучат три голоса. Основной (тремолирующий) и еще два: один выше, другой ниже на октаву. Звучание фисгармонии (или медного духового инструмента низкого регистра). |
![]() |
Stand. acc. |
Звучат оба основных голоса и один на октаву ниже. Характерное звучание аккордеона (или фисгармонии). |
![]() |
Tutti |
Звучат все голоса аккордеона. Имитируется звучание оркестра. |
![]() |
Violine |
Звучат два основных голоса: чистый и тремолирующий; звучание напоминает скрипку. |
![]() |
Celeste | Звучат два основных звука и один на октаву выше. Звонкий призвук верхнего голоса создает характерный тембр, присущий звучанию челесты. |
![]() |
Alt clarinet |
Звучат три голоса: основной (чистый) и еще два: один выше, другой ниже на октаву. Тембр звука альтового или басового кларнета (или фагота). |
![]() |
Organ |
Звучат два голоса через две октавы. Характерное звучание органа. |
![]() |
Piccolo | Звучит один голос на октаву выше нажимаемой клавиши, имитирующий флейту-пикколо. |
![]() |
Tutti | В пятиголосных инструментах добавлен еще один голос, звучащий в унисон. Наличие трех голосов, настроенных один ниже, другой выше основного (третьего), создает большой разлив в звучании (так называемый «французский»). Этот эффектный тембр звука используется аккордеонистами на эстраде, однако для классической музыки он не может быть рекомендован. |
![]() |
Tutti | Эта же комбинация трех унисонно звучащих голосов встречается на четырехголосных инструментах. |
1 Обозначения регистров выставляются на трех линейках - - или между двумя линейками -
- черными точками или кружочками; смысл этих обозначений в обоих случаях одинаковый.
2 Основных звуков два: один - настроенный в основном строе, а другой выше или ниже - тремолирующий.
3 В скобках названия, которые можно изредка встретить при этой комбинации включения голосов.
4 Этот регистр рекомендуется использовать на уроках пения в общеобразовательных школах, так как при его включении образуется мягкий и певучий звук. Аккомпанируя хору на концертах, можно включать и другие регистры по своему усмотрению.