БАЯНЫ И АККОРДЕОНЫ

Баяны и Аккордеоны

Современные баяны и аккордеоны различных систем - одни из наиболее совершенных и наиболее распространенных видов гармоник. Создание этих инструментов - результат долгого и трудного пути, по которому прошла ручная гармоника от примитивных моделей до классического инструмента концертной эстрады. Они аккумулировали в себе все лучшее, что появлялось в моделях сельского и городского типов за всю историю гармоники.

Но это можно сказать уже о сегодняшних образцах, которые стали результатом не только синтеза предыдущих удачных конструкторских находок узлов и моделей, но и длительного взаимопроникающего процесса при усовершенствовании баяна и аккордеона. Например, аккордеон получил от баяна уже сложившуюся левую басо-аккордовую клавиатуру с хорошо отработанной заемно-наборной механикой, баян от аккордеона - целый ряд регистрово-тембральных устройств, изменяющих силу и окраску звука. Это был уже процесс совершенствования сформировавшихся моделей, однако сложными и разными были пути их становления. Проследить каждый из них, осветить основные этапы - наша главная задача, решение которой позволит правильно понять и усвоить описание каждой последующей модели и всего раздела в целом.

Истоки и весь путь формирования баяна проходили в городских условиях. Но в данном случае путь этот состоял как бы из разных дорог-притоков, в конце концов слившихся в одно русло. Одним из притоков являлся путь столичный, проходящий через модели, созданные в Петербурге (одно-, двух-, трех-, четырехрядные петербургские гармоники «Реформа», «Прогресс», «Орел», «Баян»), и другой, проходящий через модели, созданные в различных городах (тульская семиклапанка, русская двух-трехрядная венка, вологодская «Северянка»-хромка и опять «Баян»). Первый путь привел к созданию систем клавиатур Синицкого и Стерлигова, где закрепилась система Стерлигова, получившая название петербургской. Второй путь привел к созданию систем клавиатур Хегстрема и так называемой заграничной (международной), которая получила впоследствии название московской и под этим названием сохранилась до наших дней. В начале века (1908) мы видим различия и в самой модели «Баян»: здесь и выборный - «Прогресс-Баян» (34 х 25), и с готовым аккомпанементом - «Премьер-Баян» (34 х 24). Тем самым были заложены два направления в дальнейшем развитии этого инструмента.

Первые годы в выпуске баянов преимущество по качеству и совершенствованию моделей имели петербургские (а впоследствии и кирилловские) мастера, а также и тульские мастера. В Туле происходил некоторый количественный перевес за счет массового фабричного выпуска на фабрике «Бр. Киселевых». Но в Петербурге - Петрограде баянов продавалось больше (компенсация за счет импортных моделей, которых поступало до 30%), и по качеству они были лучше.

Практическое освоение моделей трехрядных хроматических гармоник началось несколько раньше, чем они получили свое теперешнее название. Так, например, П. Л. Чулков еще в середине 90-х годов XIX века изготовил для себя хроматическую гармонику в три с половиной октавы на правой клавиатуре и с полным басо-аккордовым аккомпанементом на левой. Как известно, он выступал на ней с большим успехом в 1897 году на Кустарно Промышленной выставке в Туле. В петербургских прейскурантах музыкальных инструментов за 1897 год предлагается хроматическая гармоника без указания названия, а затем под оттиском с этого же клише обозначено название «Баян».

О появлении самого названия «Баян» применительно к хроматической гармонике имеется немало разных толкований, основанных, как правило, на каких-либо одиночных фактах, возведенных в «уникальные» без связи с общей историей гармоники. А потому следует остановиться кратко и на этом вопросе. Впервые название «Баян» встречается в рекламах и прейскурантах начиная с 1891 года, но в 90-е годы так назывались диатонические однорядные наколенные гармоники («кларнетные» - по тембру звучания). При появлении второго ряда клавиш эти гармоники стали располагать клавиатурой органно-фортепианной (как на аккордеоне). Название «Баян» хроматической трехрядной гармоники впервые встречается в изданиях П. А. Розмыслова с 1900 года в Петербурге. Популяризатором этого довольно удачного названия для гармоники явился Я. Ф. Орланский-Титаренко. Выступая в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах в 1907-1910 годах, он рекламировал название «Баян» в своих афишах. Это название сразу же закрепилось за хроматическими гармониками в Петербурге. В других городах (в том числе и в Москве) хроматические гармоники стали так называться позже (1915-1925).

Название «аккордеон», как известно, в 1829 году было дано Кириллом Демианом гармонике-пятиклапанке, у которой на левой стороне впервые имелся готовый аккордовый аккомпанемент. Путь формирования аккордеона в сегодняшнем понимании этой модели имел в нашей стране разные отправные точки, причем они находились и в городской, и в сельской местности. Первой из них можно считать вятскую гармонику, еще в начале 40-х годов перешедшую на одинаковые звуки при смене движения меха и таким образом образовавшую на своей клавиатуре диатонический строй «белых» клавиш. Такой же строй образовался и на вологодской гармонике, и на русянке, перешедшей затем в елецкую однорядную, а вскоре и елецкую двухрядную гармонику. Эта гармоника, имевшая хроматический строй клавиатуры органно-фортепианного типа, и явилась прототипом современного аккордеона. Здесь мы имеем дело с различными истоками от русских национальных гармоник сельского типа. Были истоки и от гармоник городского типа. Одной из таких гармоник является белобородовская. Основа ее - тульская семиклапанка, к которой был добавлен второй ряд клавиш (полутоны). Исходя из принципов фортепианной раскладки, образовалась клавиатура с белыми и черными клавишами, но звуки на ней при смене движения меха извлекались разные. Второй моделью из гармоник городского типа можно назвать наколенные однорядные, а затем и двухрядные (так же как и рояльные пермские), пришедшие при появлении второго ряда клавиш к клавиатуре органно-фортепианного типа. Третьей моделью можно назвать мелогармонию. Все эти модели гармоник сельского и городского типа слились в одно русло и образовали фундамент для современного аккордеона. В музыкально-инструментальной практике в нашей стране аккордеон используется с 20-х годов, а серийное его производство налажено на фабрике «Красный партизан» с 1936 года.

Создание хроматических гармоник современного образца с клавиатурами клавишной - органно-фортепианной - и кнопочной - баянной - обозначило новый этап в истории гармоники. Хроматические клавиатуры совершили крутой поворот и в репертуаре гармонистов, направив их внимание на освоение классики. Усложнение репертуара повлекло, в свою очередь, стремление к увеличению диапазона на клавиатурах при необходимости сохранения портативности инструмента. В этих условиях оптимального увеличения количества клавиш наиболее удачным оказалось размещение их в три ряда в виде кнопок. Такое размещение оправдало себя - оно позволило значительно увеличить диапазон (впоследствии до 63 кнопок!) и вошло в основу всех отечественных и зарубежных схем клавиатур.

Хуже обстояло дело с клавишной фортепианной клавиатурой. Ее компактность могла быть достигнута лишь за счет уменьшения ширины клавиши, которая была доведена до 19 мм (белые) и 7 мм (черные). Однако при этом диапазон не превышал 41-45 клавиш. Таким образом, в конструктивном отношении преимущество трехрядной кнопочной клавиатуры перед клавишной аккордеонной являлось очевидным. Однако следует учитывать, что расчеты нового инструмента складываются не только из конструкции его клавиатуры, но и из всех остальных существенных компонентов, которые непосредственно влияют на его музыкально-художественные и технические свойства.

Одна из основных особенностей инструмента - сила и красота звука, тембровое разнообразие и, наконец, возможность легко и свободно использовать его достоинства, особенно если учесть, что любая ручная гармоника находится в руках исполнителя (независимо от того, надета она ремнями на два плеча или на одно, стоит или сидит музыкант при игре) и к тому же левой рукой он должен управлять мехом и левой подвижной частью инструмента. При этих обязательных условиях портативность и вес инструмента имеют весьма существенное значение и любая перегрузка не только увеличивает физическую нагрузку исполнителя, но и затрудняет выполнение художественно-технических .требований. Становится ясным, что в многорегистровом инструменте с пятью или четырьмя наборами язычковых планок количество клавиш или кнопок лимитируется не размером клавиатуры или ее диапазоном, а в е с о м самого инструмента, который складывается, главным образом, из количества имеющихся планок: увеличение их количества влечет за собой и увеличение габаритов основных узлов и компонентов.

Но несмотря на эти технические условия и решающие факторы их выполнения, сама по себе компактность трехрядной клавиатуры заслуживает особого внимания, так как она не только расширила репертуарные границы гармонного репертуара (за счет переложений классики), но и открыла перед исполнителями и композиторами новые художественно-выразительные средства. Особо резко это стало ощутимо после широкого распространения пятирядных клавиатур и использования при игре всех пяти пальцев правой руки. Происходит развитие нового инструментального стиля, которое отчетливо прослеживается, например, в сочинениях Н. Чайкина, И. Паницкого, В. Иванова, В. Золотарева, В. Зубицкого, В. Власова, В. Бонакова, И. Яшкевича, В. Подгорного, А. Кусякова, Г. Банщикова, А. Журбина, В. Гридина, С. Губайдулиной. Есть все основания полагать, что оригинальная баянная литература будет и впредь эффективно развиваться, находя все новые, только ей присущие художественные элементы и исполнительские возможности.

Безусловно, у аккордеонной клавишной клавиатуры таких возможностей нет. Да она на них и не претендует, так как имеет свои положительные стороны, в такой же степени только ей присущие. Органно-фортепианная клавиатура, возникшая и совершенствовавшаяся в процессе длительного исторического развития мировой музыкальной культуры, восприняла все лучшее, что создавалось на протяжении столетий композиторами различных стилей и направлений. Она явилась как бы символом высокой музыкальной культуры клавишного инструментального музицирования. А потому не удивительно, что аккордеонистами, использовавшими богатое музыкальное наследие, в очень короткий срок были достигнуты значительные исполнительские успехи. Аккордеону стали доступны различные инструментальные сферы - от классических полифонических пьес далекого прошлого до современной эстрадно-джазовой музыки. Немаловажную роль в популярности инструмента играет и наглядность самой клавиатуры в восприятии распределения тонов и полутонов. Но в любом случае, разумеется, на слушателей производит впечатление не та или иная конструкция, а исполнительское мастерство музыкантов, талантливо и виртуозно использующих возможности своего инструмента.

Даже в этом кратком обзоре достаточно четко видно, что баян и аккордеон имеют много общего (источник звука, способ его извлечения, меховую камеру, регистры-переключатели, схему и устройство левой клавиатуры); разница лишь в правой клавиатуре, каждая из которых имеет свои преимущества. Эти инструменты на протяжении десятилетий обогащают друг друга, и противопоставлять их нет никаких оснований, так же как и навязывать тот или иной инструмент. Любой человек будет работать плодотворнее и добьется многого, если дело ему по душе, тем более это касается искусства.

В последние десятилетия во всех странах аккордеон и баян продолжают заимствовать друг у друга все то лучшее, прогрессивное и удачное, чем они располагают в музыкальном и техническом отношении при сохранении отличия в форме клавиатур (клавишной или кнопочной). Из-за клавиатурного различия существуют разные методики и принципы преподавания игры на них, особенно в начальном, школьном периоде обучения (постановка, аппликатура, туше, штрихи мехом и пр.).

В конструктивно-производственном отношении развитие баянов и аккордеонов идет по пути расширения музыкальных и технических возможностей: разнообразится звуковая палитра, улучшается система (безотказность, легкость и бесшумность работы всех механических устройств), уменьшается вес, облегчается процесс игры; проявляется забота и об улучшении внешнего вида инструмента.

Подводя итоги сказанному, отметим, что эти гармоники имеют полный звукоряд хроматической гаммы при наличии нескольких наборов язычковых планок (трех, четырех, а иногда и пяти), могут с помощью регистров-переключателей иметь различные тембры звучания, приспособления для смягчения и приглушения звучности. Они снабжены наборной механикой готовых аккордов на левой стороне, могут иметь регистровый механизм на правой и левой сторонах, механизм переключения готового аккомпанемента на выборный или самостоятельную механику дополнительной выборной клавиатуры, на баянах с 4-, 5-, 6-рядной правой клавиатурой имеют заемную мануальную механику на правой клавиатуре, а также ряд дополнительных механизмов. В музыкально-профессиональной сфере и системе культпросветработы эти инструменты на протяжении полувека имеют заслуженное признание.

Наши услуги

Понравилась страница? Поделись с друзьями: