Инструменты основной медной группы духового оркестра

Инструменты основной медной группы духового оркестра

В состав основной медной группы входят следующие инструменты: корнеты, альты, теноры, баритоны, басы - тубы, геликоны, сузафоны. Предшественниками этих инструментов были сигнальные рожки сопранового регистра.

Они отличались густым, мягким однородным тембром. В конце XVII в. рожки стали снабжаться клапанным механизмом, что сделало возможным воспроизведение на них хроматического звукоряда. Большая сила звука и техническая подвижность позволили ввести рожки в состав военных оркестров. Таким образом рожки получили распространение в России и странах Западной Европы.

Но эти инструменты имели и ряд недостатков, основным из которых было не очень чистое интонирование. Поэтому конструктивные поиски не прекращались и в первой четверти XIX в. к рожкам был применен вентильный механизм (вначале с одним-двумя, затем с тремя вентилями).

Усовершенствование рожков продолжалось. В 40-х годах прошлого столетия изобретатель саксофона музыкальный мастер Адольф Сакс сконструировал семейство широкомензурных инструментов - саксгорнов: сопрано ми-бемолъ, альт си- бемоль, тенор ми-бемоль, баритон си-бемоль, бас си-бемоль, контрабас ми-бемоль, контрабас си-бемоль. Все они имели овальную форму и были снабжены трехвентильным пистонным механизмом. Инструменты получили широкое распространение во Франции и Бельгии. В Германии, Австрии, Чехословакии и некоторых других странах в оркестрах применялись широкомензурные рожки: флюгельгорн, альтгорн, теноргорн, баритон, тубы (басовая и контрабасовая). По сравнению с саксгорнами они обладали более широким и мягким звуком.

Постепенно в результате усовершенствования хроматических рожков различных конструкций возникло единое семейство хроматических инструментов - основная группа духового оркестра. Все эти инструменты имеют объем со второго по восьмой-девятый обертоны и нотируются в скрипичном ключе (кроме басов). Причем корнет ми-бемолъ транспонирует на малую терцию вверх, корнет си- бемоль - на большую секунду вниз, альт ми-бемоль - на большую сексту вниз, тенор и баритон си-бемоль - на большую нону вниз. Полный объем и аппликатура корнетов, альта, тенора и баритона (см. пример 99, в скобках указана дополнительная аппликатура).

Наличие у некоторых баритонов и басов квартвентиля расширяет их звукоряд на большую терцию вниз. С целью достижения более точной интонации квартвен- тиль используется для замены комбинаций с участием первого и третьего вентилей. Общий объем группы основных медных инструментов духового оркестра составляет свыше пяти октав - от до контроктавы до ми-бемолъ третьей октавы.

Наиболее полно и выразительно инструменты основной группы звучат в среднем регистре - от второго-третьего до пятого-шестого обертонов. Этот регистр характеризуется также и динамическим разнообразием (от рр до ff). В нижнем регистре инструменты этой группы звучат менее полно, причем снижение полноты и плотности звучания возрастает по мере удаления от звуков среднего регистра. В верхнем регистре ярче проявляются индивидуальные особенности инструментов. Корнеты звучат ярко, напряженно, на самых высоких звуках - сдавленно, альты - резко, напряженно. В сравнении с этими инструментами тенор и баритон в верхнем регистре звучат более полно и свободно от напряжения, а басы - приглушенно.

Инструменты основной медной группы духового оркестра по традиции часто называют саксгорнами, хотя альт, тенор, баритон и тубы по конструкции и характеру звучания более близки к флюгельгорнам. Корнеты отличаются от саксгорнов и флю- гельгорнов более узкой мензурой и более закругленной формой трубки. Все эти инструменты занимают особое положение в духовом оркестре, так как имеют единую систему конструкции, благодаря которой достигается слитность их звучания. Наиболее употребительный диапазон инструментов основной группы (пример 100).

Понравилась страница? Поделись с друзьями: