Инструменты основной медной группы духового оркестра

Инструменты основной медной группы духового оркестра

В состав основной медной группы входят следующие инструменты: корнеты, альты, теноры, баритоны, басы - тубы, геликоны, сузафоны. Предшественниками этих инструментов были сигнальные рожки сопранового регистра.

Они отличались густым, мягким однородным тембром. В конце XVII в. рожки стали снабжаться клапанным механизмом, что сделало возможным воспроизведение на них хроматического звукоряда. Большая сила звука и техническая подвижность позволили ввести рожки в состав военных оркестров. Таким образом рожки получили распространение в России и странах Западной Европы.

Но эти инструменты имели и ряд недостатков, основным из которых было не очень чистое интонирование. Поэтому конструктивные поиски не прекращались и в первой четверти XIX в. к рожкам был применен вентильный механизм (вначале с одним-двумя, затем с тремя вентилями).

Усовершенствование рожков продолжалось. В 40-х годах прошлого столетия изобретатель саксофона музыкальный мастер Адольф Сакс сконструировал семейство широкомензурных инструментов - саксгорнов: сопрано ми-бемолъ, альт си- бемоль, тенор ми-бемоль, баритон си-бемоль, бас си-бемоль, контрабас ми-бемоль, контрабас си-бемоль. Все они имели овальную форму и были снабжены трехвентильным пистонным механизмом. Инструменты получили широкое распространение во Франции и Бельгии. В Германии, Австрии, Чехословакии и некоторых других странах в оркестрах применялись широкомензурные рожки: флюгельгорн, альтгорн, теноргорн, баритон, тубы (басовая и контрабасовая). По сравнению с саксгорнами они обладали более широким и мягким звуком.

Постепенно в результате усовершенствования хроматических рожков различных конструкций возникло единое семейство хроматических инструментов - основная группа духового оркестра. Все эти инструменты имеют объем со второго по восьмой-девятый обертоны и нотируются в скрипичном ключе (кроме басов). Причем корнет ми-бемолъ транспонирует на малую терцию вверх, корнет си- бемоль - на большую секунду вниз, альт ми-бемоль - на большую сексту вниз, тенор и баритон си-бемоль - на большую нону вниз. Полный объем и аппликатура корнетов, альта, тенора и баритона (см. пример 99, в скобках указана дополнительная аппликатура).

Наличие у некоторых баритонов и басов квартвентиля расширяет их звукоряд на большую терцию вниз. С целью достижения более точной интонации квартвен- тиль используется для замены комбинаций с участием первого и третьего вентилей. Общий объем группы основных медных инструментов духового оркестра составляет свыше пяти октав - от до контроктавы до ми-бемолъ третьей октавы.

Наиболее полно и выразительно инструменты основной группы звучат в среднем регистре - от второго-третьего до пятого-шестого обертонов. Этот регистр характеризуется также и динамическим разнообразием (от рр до ff). В нижнем регистре инструменты этой группы звучат менее полно, причем снижение полноты и плотности звучания возрастает по мере удаления от звуков среднего регистра. В верхнем регистре ярче проявляются индивидуальные особенности инструментов. Корнеты звучат ярко, напряженно, на самых высоких звуках - сдавленно, альты - резко, напряженно. В сравнении с этими инструментами тенор и баритон в верхнем регистре звучат более полно и свободно от напряжения, а басы - приглушенно.

Инструменты основной медной группы духового оркестра по традиции часто называют саксгорнами, хотя альт, тенор, баритон и тубы по конструкции и характеру звучания более близки к флюгельгорнам. Корнеты отличаются от саксгорнов и флю- гельгорнов более узкой мензурой и более закругленной формой трубки. Все эти инструменты занимают особое положение в духовом оркестре, так как имеют единую систему конструкции, благодаря которой достигается слитность их звучания. Наиболее употребительный диапазон инструментов основной группы (пример 100).

Каталог нот для музыкальных инструментов

Позвони мне, позвони
Слова Р. Рождественского
100% из 1 голосов
Не отрекаются любя
Музыка М. Минков
100% из 1 голосов
Монолог
70% из 2 голосов
Сборник народных песен
Обработки для баяна/аккордеона
100% из 9 голосов

Понравилась страница? Поделись с друзьями: