Труба

Труба

(ит.— tromba, фр.— trompette, нем.— Trompete, англ.— trumpet)

История возникновения трубы уходит в далекое прошлое и в настоящее время трудно установить, кому из древних народов принадлежит ее изобретение. Натуральная труба использовалась в качестве сигнального инструмента.

В эпоху Средних веков прямая металлическая труба употребляется уже не только как сигнальный инструмент, но и для сопровождения всевозможных торжественных церемоний и ритуалов. Пользовались этим инструментом лишь дворяне и рыцари. Европейская труба называлась бузине (старофр.— buisine). Первое упоминание об использовании труб на Руси относится к X в.

Уже в начале XIII в. произошло разделение труб на высокие (дискантовые) и низкие (басовые). Впоследствии трубы, как и валторны, стали разделяться на низкие, средние и высокие разных строев. В XVII в. чаще других использовались инструменты в строях ре, до, позднее си-бемоль, изготовленные немецкими музыкальными мастерами Шмидтом, Нагелем, Хайнлейном, Фейтом и английскими мастерами Дадли и У. Булем. На рубеже XVII—XVIII вв. одними из лучших были трубы И. Хаса из Нюрнберга. Инструменты изготовлялись из меди, бронзы, серебра. В XVIII — начале XIX в. наиболее распространены были трубы строя фа с добавочными кронами в строях ми, ми-бемоль, ре-бемолъ и до. В этот период широкое распространение получили трубы, изготовленные на Московской фабрике музыкальных инструментов русскими мастерами Н. П. Котельниковым, Д. и С. Михайловыми и И. С. Храповицким.

С изоберетением в начале XIX в. вентильного механизма натуральные трубы стали постепенно вытесняться хроматическими, а в конце столетия и вовсе вышли из употребления. Из многочисленного семейства труб чаще других использовались инструменты средних строев: ми-бемоль, ми и фа. Их нижний и средний регистры отличались широким полным звуком, верхний звучал напряженно и представлял большую трудность для исполнителей.

В конце 80-х годов XIX в. были сконструированы новые хроматические трубы высоких строев: ля, си-бемоль и до. На них стало возможно извлекать все звуки второй октавы. Наиболее удачной из этих инструментов явилась сопрановая труба си-бемоль, которая употребляется и в настоящее время. Во Франции, Бельгии, Швейцарии и некоторых других странах наибольшее распространение в исполнительской практике получила труба строя до. В России в начале XX в. чаще других использовались вентильные трубы фирмы Ю. Г. Циммермана.

В настоящее время широкое распространение получили инструменты французской фирмы «Сельмер» и американской «Бах — Страдивариус». Для эстрадных и джазовых оркестров изготовляются трубы особых конструкций, приспособленные для извлечения высоких звуков.

Труба, или сопрановая труба изготовляется из латуни или томпака (сплава меди с цинком). Состоит из цилиндрической трубки длиной около 1,5 м, диаметром около 11 мм, переходящей в коническую, и мундштука в виде полумесяца. Ствол дважды согнут и представляет единое целое с раструбом. Аппликатура трубы аналогична аппликатуре корнета (см. пример 97). Труба строя си-бемоль является инструментом транспонирующим. Нотируется в скрипичном ключе, звучит большой секундой ниже написанного. Диапазон и характеристика регистров (по письму, см. пример 92).

Труба является самым высоким из медных духовых инструментов. Ее звучание отличается силой, блеском и в то же время легкостью и подвижностью. Вентильный механизм инструмента позволяет блестяще исполнять всевозможные пассажи, арпеджио, скачки, вентильные трели, одинарное, двойное и тройное стаккато. Возможен также прием фрулято, имеющий некоторое сходство с дробью малого барабана. В процессе исполнения часто используются различные виды сурдин, которые служат главным образом для искусственного изменения тембра инструмента.

Разновидности трубы.

Труба-пикколо строя си-бемоль и ля была сконструирована для сольного исполнения старинной музыки (стиль кларино и пр.), а также для исполнения партий трубы высокого регистра в оркестре («Весна священная» И. Стравинского, «Болеро» М. Равеля, «Озорные частушки» Р. Щедрина и др.).

Труба-пикколо строя си-бемоль звучит октавой, а строя ля — большой септимой выше основного инструмента. Инструмент имеет четыре вентиля. Четвертый вентиль служит для извлечения четырех нижних звуков (для расширения диапазона инструмента вниз), а также для более точного интонирования некоторых нестройных звуков.

Малая труба строя ре и ми-бемоль. Инструмент был сконструирован для исполнения партий высоких труб в некоторых произведениях Баха и Генделя. Этот инструмент использовали также в своих произведениях Римский-Корсаков и Вагнер. Малая труба строя ре настроена большой терцией, а строя ми-бемоль — чистой квартой выше основного инструмента. Конструкция и технические возможности малой трубы аналогичны сопрановой трубе.

Альтовая труба строя фа и соль. Инструмент сконструирован по инициативе Римского-Корсакова с целью достижения большей полноты звучания низкого регистра. Римский-Корсаков впервые применил этот инструмент в опере- балете «Млада» и ряде других сочинений. Затем его использовал в некоторых своих произведениях Глазунов. Альтовая труба строя фа настроена чистой квартой, строя соль — малой терцией ниже сопрановой трубы. В техническом отношении этот инструмент менее подвижен, чем основной.

Басовая труба строя до, ре, ми-бемоль. Инструмент был построен по инициативе Р. Вагнера, использовавшего басовые трубы в тетралогии «Кольцо нибелунга». Йотировался в скрипичном ключе. Впоследствии была построена басовая труба строя си-бемоль, звучащая октавой ниже основного инструмента. Технические возможности басовой трубы по сравнению с сопрановой — более ограничены. Этот инструмент имеет тембр, сходный с тембрами тромбона и валторны одновременно. Применяется он очень редко.

Понравилась страница? Поделись с друзьями: