Саксофон

Саксофон

(ит.— saxofono, фр.— saxophone, нем.— Saxophon, англ.— saxophone)

Семейство саксофонов представляет собой группу инструментов, охватывающих самые разнообразные тесситуры, начиная от сопранино и кончая субконтрабасом.

Корпус инструмента металлический, широкомензурный с характерным изогнутым (за исключением сопрано и сопранино) раструбом.

В отличие от большинства духовых инструментов саксофон не имеет прототипа в древности. Он был изобретен в 40-х годах прошлого столетия бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом. Работу над усовершенствованием нового инструмента А. Сакс продолжил в Париже. Он был и первым исполнителем на этом инструменте, и первым педагогом по классу саксофона в Парижской консерватории.

Конструкция инструмента сохранилась до настоящего времени почти без изменений, усовершенствовался лишь клапанный механизм. В 1887 г. добавился клапан для нижнего си-бемолъ, а в саксофоне-баритоне новой конструкции и клапан для нижнего ля. Тяжелый медный корпус инструмента был заменен специальным легким металлическим сплавом.

Мундштук и трость саксофона имеют сходство с кларнетом, а его аппликатура совпадает с аппликатурой гобоя. По сравнению с другими язычковыми инструментами саксофон имеет более широкую трубку, что существенно влияет на полноту и силу звука. Саксофоны сопранино и сопрано снабжены прямой конусообразной трубкой, все остальные — отводной «подмундштучной» трубкой, отогнутой назад. На эту трубку насаживается мундштук. Чубукообразный металлический корпус и большой диаметр игровых отверстий дают возможность извлекать на саксофоне сильный и интонационно чистый звук.

Саксофон имеет до 24 (баритон и бас — до 25) игровых отверстий с клапанами, а также два октавных. Первые 16 звуков хроматического звукоряда, начиная с нижнего си-бемоль, извлекаются с помощью последовательного открывания клапанов. Следующие 12 звуков (от ре второй до до-диез третьей октавы) являются вторыми обертонами от основных тонов, расположенных октавой ниже, и для их извлечения используется та же аппликатура, но с открытым октавным отверстием (причем для извлечения звуков от ля второй октавы и выше используется верхний октавный клапан, расположенный на «подмундштучной» трубке, а для извлечения звуков ниже ля второй октавы — нижний октавный клапан). Звуки выше до-диез третьей октавы (по письму) извлекаются с помощью добавочных клапанов. Звук фа третьей октавы является предельным для саксофона, однако с применением особо сложной аппликатуры возможно извлечь и более высокие звуки, включая и до четвертой октавы. Для саксофона сопрано, баса, контрабаса и субконтрабаса предельным звуком является ми-бемоль третьей октавы.

Семейство саксофонов включает в себя восемь разновидностей: сопранино ми-бемоль, сопрано си-бемоль, альт ми-бемоль, тенор си-бемоль, баритон ми- бемоль, бас си-бемолъ, контрабас ми-бемоль, субконтрабас си-бемолъ. Все инструменты транспонирующие и имеют одинаковую аппликатуру. Партии их записываются в скрипичном ключе (см. пример 87). Полный диапазон и характеристика регистров (см. пример 88).

Саксофон очень подвижен в техническом отношении, но наиболее удобными для него являются тональности, имеющие при ключе от одного бемоля до четырех диезов. Инструмент гибок в динамическом отношении. Сила его звука в среднем идентична унисону двух-трех кларнетов. Вместе с тем, по замечанию композитора Г. Берлиоза, никакой другой инструмент не обладает pianissimo, «стоящим на границе безмолвия». На саксофоне исполнимы почти все трели, трудноисполнимы следующие (см. пример 89). Возможно восходящее глиссандо, трудноисполнимо нисходящее глиссандо и применяется оно крайне редко. В процессе исполнения могут использоваться и специальные приемы звукоизвлечения: sub tone — тусклый звук, dead tone — невыразительный, «безжизненный» звук, slap tone — резкий короткий звук, похожий на щелчок. Возможен также прием vibrato — игра с вибрирующим звуком. Для уменьшения силы звука и изменения тембровой окраски применяются сурдины.

Из всего семейства саксофонов наибольшее распространение получили альт и тенор. Сочетание красивого тембра с большими техническими возможностями позволяют широко использовать эти инструменты как в сольной практике (в особенности саксофон-альт), так и в различных оркестрах и ансамблях.

Понравилась страница? Поделись с друзьями: