Фагот

Фагот

(ит.— fagotto, фр.— basson, нем.— Fagott, англ.— bassoon)

Непосредственной предшественницей фагота явилась басовая свирель — бомбарда. Этот инструмент изготавливался из дерева, имел форму прямой широкой трубы с воронкообразным раструбом и был снабжен 7 игровыми отверстиями.

Звук извлекался с помощью двойной трости. Бомбарда располагала диатоническим звукорядом почти в две октавы. Наибольшее распространение получила в Германии.

Во второй четверти XVI в. бомбарда претерпела ряд конструктивных изменений, главным из которых явилось придание ей формы латинской буквы U. Исполнителям стало удобнее обращаться с инструментом. Была также уменьшена мензура, а трость извлечена из чашеобразного мундштука-капсюлы. Тембр усовершенствованного инструмента приобрел мягкость и нежность, что обусловило его название — дольчиан, дольциан, дольцын (от ит. dolce — нежный, сладкий). Фактически этот инструмент обладал всеми признаками фагота.

В XVI—XVIII вв. семейство фаготов состояло из контрафагота, двойного фагота, хорист-фагота (инструмента, наиболее близкого к современному фаготу), дискант-фагота и октав-фагота. Из всего семейства впоследствии, кроме основного инструмента, распространение получил лишь контрафагот.

К концу XVII в. фагот состоял из четырех колен и имел уже три клапана (си- бемоль, ре и фа). Диапазон его охватывал две с половиной октавы (от си-бемоль контроктавы до фа-диез первой). Впоследствии появился четвертый клапан ля- бемоль, а в конце XVIII в.— клапан ми-бемоль. В это же время появляются октавные клапаны на малом колене, значительно расширившие верхний регистр инструмента (при наличии четырех октавных клапанов — до фа второй октавы).

В начале XIX в. ведущее положение в исполнительской практике занимали фаготы французской системы. Фагот конструкции прославленного парижского мастера Савари-младшего имел 11 клапанов. Инструмент обладал нежным, но суховатым тембром подчеркнуто носового оттенка и имел неустойчивую интонацию. Суженный канал конической формы ограничивал его динамический диапазон. В середине XIX в. широкое распространение получили французские фаготы, усовершенствованные известными конструкторами А. Бюффе, и Ф. Триебертом. Эти инструменты имели 16 и 19 клапанов. В 1850 г. Ф. Триеберт пытался применить к фаготу систему Бёма, однако из-за сложности конструкции и бедности тембра новый инструмент не получил широкого распространения. Неудачными были и другие попытки применить к фаготу систему Бёма.

С 1825 г. усовершенствованием фагота занимался капельмейстер и камер-музыкант в Нассау Карл Альменредер (1786—1843). Он тщательно откорректировал механизм классического инструмента бетховенской эпохи, добавил несколько игровых отверстий и клапанов. В результате была создана новая модель фагота немецкой системы, усовершенствованная затем знаменитой фирмой «Геккель». Она представляет собой инструмент с широким каналом конической формы и совершенным клапанным механизмом. Эту модель воспроизводят и в настоящее время многие европейские фирмы, изготавливающие фаготы. По образцам Геккеля выпускаются фаготы и в нашей стране Ленинградским заводом духовых инструментов.

Французские фаготы в настоящее время имеют распространение помимо Франции в Испании и частично в Италии. Их изготовляет парижская фирма «Бюффе-Крампон».

Фагот современный состоит из ствола, раструба и эса (изогнутой металлической трубки), длина его более 2,5 м. Материалом для изготовления служит клен (ранее также бук, самшит, явор), реже пластмасса. Ствол инструмента состоит из двух сложенных вместе трубок в форме латинской буквы U. Извлечение звука происходит с помощью двойной (двухлепестковой) трости, насаженной на эс. Клапан, расположенный на эсе, способствует более свободному извлечению звуков верхнего регистра. Инструмент имеет 25-30 игровых отверстий, большинство из которых снабжены клапанами, остальные могут быть закрыты пальцами. Открывая последовательно игровые отверстия и используя добавочные клапаны, на фаготе возможно получить хроматический звукоряд от си-бемоль контроктавы до фа малой октавы. Звуки от фа-диез малой октавы до ре первой извлекаются путем октавного передувания, причем при извлечении фа-диез, соль и соль-диез малой октавы нужно открыть половину игрового отверстия фа. При извлечении ля, си-бемоль, си малой и до первой октавы необходимо открыть октавный клапан, хотя исполнители-профессионалы довольно часто обходятся и без него. Звуки выше ре первой октавы извлекаются при помощи сложной аппликатуры. Фагот является нетранспонирующим инструментом. Нотируется в басовом, теноровом и редко (самые высокие ноты) в скрипичном ключе. Диапазон и характеристика регистров (см. пример 85).

В техническом отношении фагот несколько уступает кларнету и гобою. Особенно это проявляется при исполнении быстрых пассажей и трелей в тональностях с большим количеством ключевых знаков. В нижнем регистре инструмент технически менее подвижен. Стаккато на фаготе звучит остро и отчетливо. Возможны скачки на октаву и даже большие интервалы. В верхнем и нижнем регистрах стаккатная техника по скорости уступает среднему регистру. Современные исполнители широко используют двойную атаку при исполнении быстро чередующихся звуков. Хотя усовершенствования инструмента советским фаготистом-конструктором В. Бубновичем и румынским - Г. Кучуряну значительно облегчили исполнение тремоло и трелей, все же тремоло на фаготе затруднительно и звучит недостаточно отчетливо, а трели возможны не на всех звуках. Неисполнимые трели (см. пример 86).

Первым применил сурдину на фаготе советский фаготист Ю. Ф. Неклюдов. Она используется главным образом при извлечении рр в нижнем регистре. На самые высокие звуки сурдина не действует, а самый низкий звук при сурдине не извлекается.

Разновидности фагота

Контрафагот (ит.— contrafagotto, фр.— contrebasson, нем.— Kontrafagott, англ.— contrafagotto, double-basson). По сравнению с фаготом этот инструмент имеет вдвое больший размер. По конструкции и аппликатуре он в основном сходен с фаготом, хотя имеет некоторые конструктивные отличия (отсутствие эсного клапана). Нотируется контрафагот в басовом ключе, звучит октавой ниже. Наиболее ценным является нижний регистр инструмента (от си-бемоль контроктавы до си- бемоль большой), обладающий густым, мощным звуком. Более высокие звуки не представляют особого интереса, на фаготе они звучат полнее. По техническим возможностям этот инструмент уступает фаготу.

Каталог нот для музыкальных инструментов

Концерт для фортепиано и камерного оркестра № 2
Музыка Aл. Дзамели
100% из 7 голосов
Концерт для фортепиано и струнного оркестра № 1
Музыка Aл. Дзамели
100% из 6 голосов
Позвони мне, позвони
Слова Р. Рождественского
100% из 1 голосов
Не отрекаются любя
Музыка М. Минков
100% из 1 голосов

Понравилась страница? Поделись с друзьями: