Гобой
(ит.— oboe, фр.— hautbois, нем.— Hoboe, англ.— oboe)
Гобой был изготовлен французскими музыкальными мастерами в первой половине XVII в. В качестве инструмента, взятого за основу, явился шалмей. Однако в его конструкцию были внесены значительные изменения.
Вместо сплющенной камышовой трубки для изготовления трости стали использовать две раздельные пластинки, были сужены канал ствола и игровые отверстия инструмента, что значительно улучшило тембр верхнего регистра, а также сделало более устойчивой интонацию. Стал более узким, коническим его раструб. Гобой был разделен на три части: это дало возможность точнее его настраивать.
Новый инструмент обладал 7 игровыми отверстиями, 2 из которых были обычно двойными. Нижнее отверстие имело клапан с раздвоенным рычагом. При закрытом клапане извлекалось нижнее до — основной тон двухклапанного гобоя. Диапазон инструмента превышал две октавы. К этому же времени относится появление разновидностей инструмента: альтового гобоя и тенорового гобоя, применявшегося в военных оркестрах.
Во второй половине XVIII в. в Европе получил распространение гобой с конусообразно расширяющимся стволом. Канал его был несколько уже, а трости шире, чем у современного гобоя. По звучанию он был очень близок к современному гобою. Этот инструмент явился предшественником гобоя французской системы. В ряде стран Европы продолжали применяться инструменты с более широким каналом ствола, позднее они стали называться гобоями немецкой системы.
В начале XIX в. в конструкцию гобоя были вновь внесены усовершенствования. Появился октавный клапан, облегчающий передувание на октаву вверх, затем клапаны для фа-диез и нижнего до. Ряд существенных изменений в клапанную механику гобоя внес Анри Борд, которого вместе с Хр. Делюссом считают основоположником гобоя французской системы.
Новые конструкции гобоя были созданы выдающимися французскими музыкальными мастерами братьями Шарлем и Фредериком Триеберт. В 1830-х гг. Ш. Триеберт сконструировал четырнадцатиклапанный гобой. Ф. Триеберт во второй половине XIX в. создал модели гобоя, приближающиеся к современным образцам.
Гобой современный представляет собой прямую коническую трубку длиной 590—610 мм, изготовленную из африканского черного или тукового дерева. Состоит из трех частей: верхней, средней и раструба. Верхняя часть инструмента снабжена тростью (двойным язычком) из камыша, насаженной на латунный штифт. Гобой имеет 25 игровых отверстий, 22—24 из которых снабжены, клапанами.
Различают гобои немецкой и французской систем. Французские гобои превосходят немецкие по чистоте интонации, широте динамического диапазона, свободе звукоизвлечения. Они имеют более совершенный клапанный механизм и более узкую мензуру. Звучание французских гобоев острое, с носовым оттенком, немецких — более плотное, теплое, но тускловатое. В современной музыкальной практике гобои французской системы получили наибольшее распространение.
Основной хроматический звукоряд гобоя — от ре первой до до-диез второй октавы — получается посредством последовательного открывания игровых отверстий, начиная от устья. Ряд звуков от ре второй до до-диез третьей октавы получается с помощью той же аппликатуры, но с применением октавного клапана. Более высокие звуки получаются путем сложных аппликатурных комбинаций, а звуки ниже ре первой октавы извлекаются с помощью дополнительных клапанов. Гобой — инструмент нетранспонирующий, нотируется в скрипичном ключе. Диапазон и характеристика регистров (см. пример 79).
По техническим возможностям гобой несколько уступает флейте и кларнету. Наиболее технически подвижен инструмент в тональностях ре мажор и соль мажор. Музыка спокойного характера исполнима даже в тональностях с большим числом знаков. Вполне доступны скачки, возможно исполнение любых трелей, в диапазоне от ре первой до ми-бемоль третьей октавы легко исполнимо тремоло в пределах интервалов терций и чистой кварты. К гобою, как и ко всем его разновидностям, возможно применение сурдины в среднем и нижнем регистре (самый низкий звук при сурдине не извлекается).
Разновидности гобоя.
Английский рожок (ит.— corno inglese, фр.— cor anglais, нем.— eng- lisches Horn, англ.— englich horn). Происхождение названия инструмента вызывает много споров у специалистов. Утвердилось мнение, что название «английский рожок» появилось в результате искаженного перевода французского слова angle, что означает угол. Английский рожок ведет свое происхождение от альтового поммера. В середине XVII в. в результате усовершенствования его конструкции был создан альтовый (охотничий) гобой строя ля, звучавший малой терцией ниже основного инструмента. В 1720—30-х годах корпус охотничьего гобоя был соединен с грушевидным раструбом гобоя д’амур. Этот инструмент имел серповидную или коленчатую форму. Ствол склеивался из двух половинок и обтягивался кожей. В 1830-х годах был изготовлен английский рожок прямой формы. Дальнейшее совершенствование его конструкции шло параллельно с гобоем.
Современный английский рожок отличается от гобоя несколько большим размером, а также наличием раструба грушевидной формы и металлической изогнутой трубки, в которую вставляется двухлепестковая трость. Аппликатура английского рожка полностью совпадает с аппликатурой гобоя. Инструмент транспонирующий (в строе фа). Нотируется в скрипичном ключе, звучит чистой квинтой ниже написанного. Диапазон английского рожка (по письму, пример 80). Звучание более мягкое, чем у гобоя, с ярко выраженным оттенком гнусавости и с более однородным звучанием регистров. По сравнению с гобоем английский рожок менее подвижен в техническом отношении.
Гобой д’амур (от фр. amour — любовь, нем.— Liebesoboe). Инструмент несколько большего размера, чем гобой, но меньшего, чем английский рожок. По устройству сходен с английским рожком. Гобой д’амур появился в начале 1720-х годов в Германии. Инструмент транспонирующий (в строе ля). Нотируется в скрипичном ключе, звучит малой терцией ниже. Диапазон гобоя д’амур (по письму, см. пример 81). Звучание его близко к английскому рожку, отличаясь более нежным, но не таким сочным тембром и с меньшим оттенком гнусавости. Благодаря тембровым особенностям гобою д’амур свойственно исполнение музыки лирического характера. В техническом отношении гобой д’амур несколько уступает гобою. Этот инструмент часто использовал в своих произведениях И. С. Бах, а позже К. Дебюсси, Р. Штраус, М. Равель, С. Василенко. В настоящее время гобой д’амур почти не применяется.
Геккельфон (баритоновый гобой). Создан в 1904 г. музыкальным немецким мастером В. Геккелем. По своему устройству сходен с гобоем, но звучит октавой ниже. Имеет широкую мензуру и шарообразный раструб. Двойная трость насаживается на длинную прямую трубку. Геккельфон обладает певучим, выразительным звуком носового тембра. В оркестре применяется редко. Р. Штраус использовал этот инструмент в операх «Саломея» и «Электра».