Домра

Домра

Домра - русский народный щипковый инструмент. Наибольшее распространение он получил в России в XVI веке. В это время из села в село, из города в город небольшими группами ходили скоморохи и устраивали самые различные представления. Среди этих групп, которые носили название "ватаги" или "артели", были гудошники, гусляры, певцы, акробаты, фокусники, были среди них и играющие на домрах.

Примерно в это же время появились скоморохи, которые вели оседлый образ жизни при боярских и княжеских дворах. В государственных архивохранилищах Москвы хранятся многочисленные рукописи XV —
XVII веков с изображением домр и домрачеев.

Спрос на домры был настолько велик, что на московских рынках существовали целые домерные ряды, где продавались самые различные по размеру домры: домришко, домра, домра басистая.

В Москве была образована Потешная палата, где скоморохи могли найти применение своему таланту. Но после указа царя Алексея Михайловича в 1648 году, фактически объявившего гонение на скоморохов, изготовление домр прекращается. искусство скоморохов утрачивает свою массовость, домра постепенно исчезает из быта народа, и о ней забывают. На смену домре приходит балалайка - инструмент с треугольным кузовом.

Трудно сказать, как бы сложилась судьба домры, но в 1896 году она была найдена в Вятской губернии, и ею заинтересовался замечательный энтузиаст, музыкант, просветитель, организатор Первого Великорусского оркестра народных инструментов в Санкт-Петербурге Василий Васильевич Андреев (1861—1918). Совместно с талантливым мастером-самородком Семеном Ивановичем Налимовым (1857—1916) он восстанавливает трехструнную домру малую, а позднее домру-альт и домру-бас.

В 1908 году другой московский музыкант Григорий Павлович Любимов вместе с музыкальным мастером Сергеем Федоровичем Буровым создают вначале четырехструнную домру-приму с квинтовым строем, а затем и ее разновидности - альт, тенор, бас.

Трудно сказать, какая версия домры наиболее соответствует подлиннику, так как на изображениях XVI века домры выглядят по-разному. При внимательном изучении внешнего вида этих инструментов, в одном случае, можно обнаружить сходство с современной домрой, в других - с лютней, имеющей больший корпус, короткий гриф и отогнутую назад головку. Количество струн — на одних четыре, на других три. Кроме того, каждый отдельный инструмент имел и свои индивидуальные отличия: не надо забывать, что инструменты изготовлялись кустарным способом, и каждый инструментальный мастер мог внести свои изменения в изготавливаемый им инструмент.

Прошло 100 лет, и теперь можно смело сказать, что национальный андреевский оркестр стал явлением поистине интернациональным. В некоторых национальных оркестрах на Украине, в Белоруссии, республиках Средней Азии и Закавказья по типу андреевского создавались и создаются семейства струнных щипковых. Многие национальные инструменты изменяются: перестраивается диапазон, темперация, улучшаются звуковые качества, обогащается техника игры... Думается, что этот процесс остановить невозможно. И этих позитивных тенденций не надо бояться, так как исторически во все времена взаимообогащение культур способствовало становлению профессионального исполнительства, интернационализации музыкального языка.

Следует напомнить, что все существующие сегодня профессиональные музыкальные инструменты были до определенного времени народными. История же тамбуровидных инструментов берет свое начало от лютни, которая существовала еще в I—III веках новой эры в Афросиабе — городище древнего Самарканда. Но попав в другие страны, она трансформировалась в мандолину, лютню, домру и самые различные разновидности тамбуровидных инструментов. Где-то они остались народными, а где-то стали профессиональными и более усовершенствованными. К инструментам такого рода можно отнести и домру. Сейчас на многих из них исполняется мировая классическая музыка, современными композиторами создаются оригинальные произведения, исполнители получают профессиональное музыкальное образование.

Понравилась страница? Поделись с друзьями: